Владельцы опасного объекта страхуют ответственность за возможный вред окружающей среде при чрезвычайной ситуации. Эти затраты при расчете налога на прибыль признать нельзя. Такое страхование не является обязательным и не требуется для ведения деятельности. Минфин уже высказывал подобное мнение.

Вопрос: Об учете расходов на страхование гражданской ответственности за причинение вреда окружающей среде в результате чрезвычайной ситуации на опасном объекте для целей налога на прибыль.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 января 2016 г. N 03-03-06/1/1265

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу страхования расходов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по видам добровольного страхования, перечисленным в подпунктах 1 - 10 пункта 1 статьи 263 Кодекса.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 263 Кодекса расходы на добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате чрезвычайной ситуации на опасном объекте, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является условием осуществления организацией своей деятельности.

Кроме того, такое страхование не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Таким образом, расходы на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате чрезвычайной ситуации на опасном объекте не включаются в состав налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

 

Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль расходов на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на этом объекте.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 января 2016 г. N 03-03-06/1/1119

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу страхования финансовых рисков и сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по видам добровольного страхования, перечисленным в подпунктах 1 - 10 пункта 1 статьи 263 Кодекса.

Расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. В случае если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим.

Таким образом, расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате аварии на опасном объекте могут учитываться в составе расходов организации для целей налогообложения прибыли с учетом положений пункта 2 статьи 263 Кодекса.

Что касается расходов на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате аварии на опасном объекте, то следует учитывать следующее.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 263 Кодекса расходы на добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате аварии на опасном объекте, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является условием осуществления организацией своей деятельности.

Кроме того, такое страхование не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Таким образом, расходы на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате аварии на опасном объекте не учитываются для целей налогообложения.

Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН