ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 27.10.2015 № 03-07-11/61618

[О порядке применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при передаче движимого имущества в рамках договора пожертвования (дарения)]

Вопрос: Автономная некоммерческая организация (далее - АНО) является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной в декабре 2009 года в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В течение 2010-2014 годов АНО являлась получателем субсидий из средств федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления вышеуказанных субсидий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 года № 724, заключая соответствующие договоры на получение субсидий с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.

Субсидии предназначались для создания и обеспечения эксплуатации мобильного телерадиовещательного комплекса многофункционального назначения в целях ведения теле-, радиотрансляций, интернет-трансляций и фотосъемок с международных спортивных и иных спортивных, общественно-политических и культурных мероприятий, в том числе освещения проведения международных спортивных соревнований, предусмотренных Программой тестовых мероприятий на олимпийских объектах г.Сочи в 2011-2014 годах, освещения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани, на финансовое обеспечение формирования национального телевизионного сигнала при проведении трансляций Игр XXX Олимпиады и XIV Паралимпийских летних игр 2012 года в г.Лондоне (Великобритания), а также на приобретение прав на трансляцию XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи и Игр XXXI Олимпиады и XV Паралимпийских летних игр 2016 года в г.Рио-де-Жанейро (Бразилия), на производство международного телевизионного сигнала и трансляции XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи.

Вышеуказанный комплекс многофункционального назначения имеет в своём составе передвижные специальные транспортные средства (мобильная центральная коммутационная аппаратная, передвижные телевизионные станции, передвижные станции спутниковой связи, передвижные станции специальной техники, мобильные энергетические комплексы), специальную операторскую технику, медиа-офис (комплекс технологического оборудования для организации интернет-трансляций и работы с медиаданными), генераторные установки, иное специализированное оборудование, включая вычислительные, коммуникационные и организационные технические средства. Недвижимого имущества не имеется.

На состоявшемся 2 июня 2015 года заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта было принято решение о создании общероссийского обязательного общедоступного телеканала спортивной направленности, предусматривающее передачу вновь создаваемому телеканалу производственно-технологической базы АНО.

Новый спортивный канал (оператор ООО) включен в перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 365.

Основными уставными целями обеих организаций являются: предоставление услуг спортивного вещания/телевизионное вещание и трансляции спортивных событий; удовлетворение информационных потребностей граждан Российской Федерации в объективной информации о спортивных мероприятиях, в том числе международного значения/создание, содержание и распространение средств массовой информации.Наблюдательный совет АНО принял решение о ликвидации организации с 1 ноября 2015 года.

В соответствии с пунктом 12.10 Устава АНО при ликвидации организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на цели, в интересах которых она была создана и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества организации в соответствии с положениями Устава АНО не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Балансовая стоимость указанного имущества (АНО как некоммерческая организация амортизационные отчисления по данному имуществу не начисляет) составила на 31.08.2015 6,8 млрд. рублей, начисленный износ составил 3,2 млрд. рублей. При приобретении оборудования налог на добавленную стоимость к вычету не принимался, а учитывался в первоначальной стоимости оборудования, приобретенного за счет средств целевого финансирования. Налог на имущество платится организацией с суммы остаточной стоимости с учетом забалансового износа.

С учетом вышеизложенного, при проведении ликвидационных мероприятий и после удовлетворения всех требований кредиторов организации, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, АНО планирует произвести с привлечением организации-оценщика из числа саморегулируемых организаций оценку специальных средств и оборудования, входящего в состав комплекса многофункционального назначения, и осуществить передачу данного имущества в ООО путем заключения соответствующих договоров пожертвования (дарения) на сумму полученной оценки.

Просим разъяснить порядок налогообложения операций по передаче имущества в рамках договора пожертвования (договора дарения) у АНО, как организации-жертвователя (организации-дарителя):- порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость;- порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

В связи с письмом по вопросам порядка применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при передаче движимого имущества в рамках договора пожертвования (дарения) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 3 статьи 154 Кодекса при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Таким образом, при передаче в рамках договора дарения движимого имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 154 Кодекса.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии со статьей 247 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса объектом налогообложения этим налогом является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 Кодекса.

Согласно статье 248 Кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.При безвозмездной передаче имущества у передающей стороны не возникает доходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом в силу нормы пункта 16 статьи 270 Кодекса расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, передача указанного имущества от АНО ООО путем заключения соответствующих договоров пожертвования (дарения), по нашему мнению, противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
И.В.Трунин