ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 20.10.2015 № 03-03-06/1/60045

[О порядке признания в налоговом учете по налогу на прибыль организаций НДС, уплаченного из-за неподтверждения нулевой ставки по экспорту]

Вопрос: ООО просит в порядке применения ст.32 НК РФ пояснить, порядок правомерности признания по налогу на прибыль расходов по НДС, уплаченного из-за неподтверждения нулевой ставки по экспорту.

Согласно п.п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса.На основании вышеизложенного просим пояснить:

  1. правомерность учета для целей налога на прибыль экспортного НДС, уплаченного в связи с неподтверждением права на применение нулевой ставки;
  2. порядок учета для целей налога на прибыль экспортного НДС, уплаченного в связи с неподтверждением права на применение нулевой ставки в случае подтверждения ставки 0% по НДС после срока, установленного п.9 ст.165 НК РФ;
  3. период признания в составе прочих расходов экспортного НДС, уплаченного в связи с неподтверждением права на применение нулевой ставки.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания в налоговом учете по налогу на прибыль организаций НДС, уплаченного из-за неподтверждения нулевой ставки по экспорту.

На основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в том числе товаров, реализуемых на экспорт, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи 105.3 Кодекса для целей налогообложения цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации налогоплательщиками товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Таким образом, в случае если правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по экспортированным товарам подтверждена налогоплательщиком в установленном порядке, то стоимость реализуемых товаров, исчисленная по рыночным ценам и предусмотренная контрактом на поставку этих товаров с иностранным лицом, включается в налоговую базу, в отношении которой применяется нулевая ставка. При неподтверждении налогоплательщиком права на применение нулевой ставки указанная стоимость включается в налоговую базу, подлежащую налогообложению по ставке налога на добавленную стоимость в размере 18 (10) процентов.

НДС, исчисленный обществом в связи с неподтверждением права на применение ставки 0 процентов, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса.Данный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 9 апреля 2013 года № 15047/12.

Президиумом ВАС РФ, вместе с тем отмечено, что с учетом подпункта 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса, согласно которому датой признания сумм налогов в составе расходов является дата их начисления, суммы НДС подлежат отражению в составе расходов в периоде, когда истек 180-дневный срок, предусмотренный пунктом 9 статьи 165, пунктом 9 статьи 167 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.С.Кизимов