Вопрос: О налогообложении НДФЛ доходов гражданина РФ - налогового резидента Республики Казахстан, полученных за работу в Республике Казахстан и в РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 февраля 2015 г. N 03-04-05/9207

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных за работу в Республике Казахстан, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор), заключенный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, к которому присоединилась Республика Армения.

Статьей 73 Договора предусмотрено, что в случае если одно государство - член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянными местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц - налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена. Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Таким образом, доходы в связи с работой по найму в Российской Федерации, полученные физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются в Российской Федерации по налоговой ставке 13 процентов, применяемой в отношении налоговых резидентов Российской Федерации, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

То есть статья 73 Договора применяется в отношении доходов от работы по найму, которые резиденты одного государства-члена (например, Республики Казахстан) получают за работу по найму в другом государстве-члене (например, в Российской Федерации).

Вопросы признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов Договором не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства соответствующего государства-члена.

В соответствии с положениями главы 23 Кодекса доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, от работы по найму в другом государстве не подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Если же физическое лицо - гражданин Российской Федерации, являющееся налоговым резидентом Республики Казахстан, будет также получать доход от работы по найму в Российской Федерации, налогообложение этого дохода в соответствии с Договором с 1 января 2015 г. будет осуществляться с применением налоговой ставки 13 процентов, но при этом такое физическое лицо не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации.

Что касается размера суточных, выплачиваемых работникам коммерческих организаций, то указанные вопросы не относятся к компетенции Минфина России.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН