Вопрос: О приостановлении операций по счету в отношении требований по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, если отсутствует поручение налогового органа на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 августа 2014 г. N 03-02-07/1/38070

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи.

На основании указанного пункта приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в случае, предусмотренном указанным пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 названной статьи.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в третью очередь.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (абзац седьмой пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.12.1997 N 21-П, конституционные обязанности выплачивать вознаграждения за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу, так как установление жесткого приоритета для одной из них означает невозможность реализации, а следовательно, умаление равно защищаемых прав и законных интересов тех или других групп граждан, что не соответствует статье 55 (части 2) Конституции Российской Федерации.

Исходя из сложившейся арбитражной практики с учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), предшествует платежам в бюджетную систему Российской Федерации, если платежные документы по оплате труда с этими лицами поступили в банк раньше поручений налоговых органов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации или если такие поручения налоговых органов в банк не поступали.

Учитывая изложенное, полагаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение требований по списанию денежных средств, предусмотренных в первую, вторую и третью (если соответствующие платежные документы поступили раньше поручения налогового органа на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации) очереди, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в принудительном порядке посредством взыскания этих платежей.

Следовательно, при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, принятого в соответствии с пунктом 2 статьи 76 Кодекса, расходные операции по требованиям, относящимся к третей очереди и предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), если соответствующие платежные документы поступили раньше поручения налогового органа на перечисление налогов и сборов, не приостанавливаются.

В соответствии со сложившейся арбитражной практикой в отношении применения пункта 3 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счету налогоплательщика по причине непредставления им налоговой декларации определяется судами как мера не обеспечительного, а организационного характера.

Следовательно, приостановление расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, при отсутствии поручений налоговых органов на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, не может препятствовать перечислению или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

По вопросам правоприменительной практики рекомендуется обратиться в ФНС России.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН