Вопрос: В соответствии с абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
 
Согласно Письму Минфина России от 25.01.2012 N 03-04-05/8-67 размер единовременной материальной помощи, выплачиваемой работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении ребенка, ограничен суммой, не превышающей 50 тыс. руб. одному из родителей по их выбору либо двум родителям исходя из расчета общей суммы. Следовательно, чтобы правильно исчислить НДФЛ, необходимо документально подтвердить, получал ли второй родитель материальную помощь по своему месту работы и в какой сумме. Работодатель вправе требовать от работника представления справки по форме 2-НДФЛ второго родителя.
 
Налоговым законодательством РФ не предусмотрено, что работодатель в целях определения налоговой базы по НДФЛ должен требовать от работника такую справку.
 
Правомерно ли требование работодателя представить справку по форме 2-НДФЛ с места работы другого родителя для целей освобождения от налогообложения НДФЛ вышеуказанной материальной помощи?
 
При невозможности предоставления справки вторым родителем может ли работник представить другой документ, подтверждающий получение вторым родителем материальной помощи по своему месту работы, и в какой сумме, в частности, заявление с подтверждением, что второй родитель не получал или получал материальную помощь, с указанием размера?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

 

от 7 декабря 2012 г. N 03-04-06/8-346

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц сумм единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам при рождении ребенка, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
 
В соответствии с абз. 7 п. 8 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
 
Следовательно, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц единовременная материальная помощь при рождении ребенка, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 руб., одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50 000 руб.
 
Специальных положений, устанавливающих право работодателя при расчете материальной помощи, освобождаемой от налогообложения налогом на доходы физических лиц, требовать представление справки по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__ год" с места работы другого родителя, в Кодексе не содержится.
 
Вместе с тем, поскольку при получении сотрудником организации материальной помощи ответственность за правильность удержания налога на доходы физических лиц возлагается Кодексом на организацию, являющуюся налоговым агентом, для подтверждения факта получения или неполучения такой помощи одним из родителей требования организации о предоставлении сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__ год" являются обоснованными.
 
Если сотрудник организации не представляет сведения о получении указанной материальной помощи другим родителем, являющимся работником иной организации, то организация вправе самостоятельно запросить в другой организации необходимые сведения о получении другим родителем материальной помощи и ее налогообложении.
 
В случае невозможности представления справки по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20__ год" по независящим от физического лица обстоятельствам (например, другой родитель не работает), освобождение от налогообложения указанной материальной помощи может осуществляться организацией на основании соответствующего заявления, подписанного другим родителем, о неполучении указанной выплаты.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики