Проверяя право страхователя на пониженный тариф взносов, инспекция может осматривать его помещения.

Минфин разъяснил, какие контрольные мероприятия разрешено проводить инспекции, когда право на применение пониженных тарифов взносов связано с ведением конкретного вида деятельности. Проверяющие должны определить фактические виды деятельности, которые осуществляет страхователь. Для это можно в том числе:

  • проверять данные учета и отчетности;
  • осматривать помещения и территории, которые используются для извлечения дохода.

Налоговики вправе использовать при проверке сведения, которые есть в договорах, а также информацию о процессах производства и технологиях.

Напомним, что до 2019 года пониженные тарифы взносов были предусмотрены, например, для налогоплательщиков на УСН, основной вид деятельности которых был указан в перечне НК РФ.

Вопрос: О проведении налоговым органом контрольных мероприятий для определения основного вида деятельности организации, применяющей УСН и пониженные тарифы страховых взносов.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 января 2020 г. N 03-15-05/4253

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 30.12.2019 по вопросу о применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), и сообщает следующее.

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для плательщиков страховых взносов - организаций, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в производственной и социальной сфере, на период 2017 - 2018 годов (включительно) был установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при одновременном соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей) и доле доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%).

Согласно пункту 6 статьи 427 Налогового кодекса соответствующий вид экономической деятельности признавался основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляла не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определялся путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса. В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности плательщика страховых взносов не соответствовал заявленному основному виду экономической деятельности, такой плательщик лишался права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором было допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежала восстановлению и уплате в установленном порядке.

В соответствии с положениями статей 30 и 32 Налогового кодекса налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов.

Таким образом, учитывая, что отдельные нормы законодательства о налогах и сборах, в частности, регламентирующие право на применение пониженных тарифов страховых взносов, распространяют свое действие в отношении объектов, связанных с конкретными видами экономической деятельности, налоговые органы вправе при осуществлении функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах проводить контрольные мероприятия, направленные на определение фактических видов деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, в том числе проверку данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и т.д. При проведении указанных контрольных мероприятий могут быть использованы как сведения, содержащиеся в договорах, так и информация, характеризующая процессы производства (технологии).

Учитывая отсутствие в рассматриваемом обращении конкретной информации о содержании договоров, а также об иных обстоятельствах, характеризующих деятельность организации, оценить достаточность (недостаточность) содержания договоров для вывода о несоответствии основного вида экономической деятельности не представляется возможным.

Вместе с тем в случае несогласия с актом налогового органа, действиями или бездействием его должностных лиц налогоплательщик вправе их обжаловать в порядке, установленном главой 19 Налогового кодекса.

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН