Источник: ИА "Гарант"

Нужно ли вести воинский учет организациям, в которых отсутствуют сотрудники, подлежащие воинскому учету?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Отсутствие в организации работников, подлежащих воинскому учету, хоть объективно и сокращает перечень проводимых работодателем в данной сфере мероприятий, но все же не освобождает его полностью ото всех обязанностей в области воинского учета. 

Обоснование вывода:

Обязанности по ведению воинского учета граждан возложены на организации пунктом 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Согласно п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

При этом не все категории работников подлежат воинскому учету. Согласно п. 14 Положения воинскому учету в организациях подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники), и граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные).

Таким образом, на практике действительно возможна ситуация, когда в организации не будет ни одного работника, подлежащего воинскому учету. Вопрос о порядке действий работодателя в такой ситуации нормативно прямо не урегулирован. Некоторые специалисты высказывают мнение о том, что в такой ситуации организация может не осуществлять мероприятия по ведению воинского учета (смотрите пример 1, пример 2).

Действительно, большинство обязанностей работодателя в области воинского учета привязано к личности конкретных лиц, подлежащих учету. Очевидно, что такие обязанности, как, например, проверка наличия у подлежащих воинскому учету работников документов воинского учета, ведение и хранение учетных документов на таких работников, разъяснение им обязанностей в области воинского учета, информирование военкомата о приеме на работу и увольнении граждан, подлежащих воинскому учету, сообщение в военкомат сведений об изменении семейного положения, образования, места жительства и места пребывания не подлежат исполнению ввиду отсутствия лиц, в отношении которых они могли бы быть реализованы.

Однако, на наш взгляд, отсутствие у работодателя работников, подлежащих воинскому учету, не лишает его возможности исполнять ряд предусмотренных нормативными актами обязанностей в сфере воинского учета, носящих организационный характер. Так, например, п. 22 Методических рекомендаций Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (2017 г.), предусматривает необходимость наличия в организации приказа, определяющего персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан (форма приведена в приложении N 4 к Методическим рекомендациям). Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов. Руководителям организаций, как указано в том же пункте, целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

На наш взгляд, нет оснований считать, что организация вправе не исполнять данную обязанность по причине отсутствия у нее в конкретный момент работников, подлежащих воинскому учету.

Также следует обратить внимание на п. 39 Методических рекомендаций: в нем говорится, что каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются Методические рекомендации, а также разрабатывается, ведется ряд документов, включая уже упомянутый выше приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе, план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и др. Необходимость наличия в организации данных документов, полагаем, также не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия работников, подлежащих воинскому учету. Само по себе их наличие свидетельствует о готовности организации к ведению воинского учета в случае, если подлежащие ему работники будут приняты на работу. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел 

Ответ прошел контроль качества 

25 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.