Журнал «Кадровое дело», № 10 октябрь 2008
Подписка на журнал «Кадровое дело»

Марина КОПЫЛОВА
юрист, консультант по трудовому праву

Часто работодатели используют труд работников, прибывших на заработки в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья. Наряду с оформлением трудовых отношений в обязанности организаций входит и постановка будущих сотрудников на миграционный учет. В связи с этим кадровикам необходимо познакомиться с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»*. Тем более что с 24 октября этого года вступают в действие внесенные в него поправки**.

Основные положения

Прежде чем рассказать, по каким правилам осуществляется учет иностранных граждан, давайте определимся с правовым статусом иностранцев на территории Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ*** сказано, что правовой статус иностранного гражданина на территории России зависит от того, к какой категории он относится (см. схему).

То есть, объем прав и обязанностей, которыми наделяет государство иностранного гражданина, будет неодинаков на территории Российской Федерации в зависимости от того, находится ли, например, он на основании визы или на основании вида на жительство. Так, в отличие от временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан, постоянно проживающим иностранцам для их трудоустройства не надо получать разрешение на работу.

Однако в любом случае иностранный гражданин, прибывший для трудоустройства в Российскую Федерацию, должен быть поставлен на миграционный учет по месту пребывания.

У нас в стране миграционный учет для иностранных граждан был введен с января 2007 года в соответствии с Федеральным законом № 109-ФЗ и разработанными на его основе Правилами****. На основании разрешения на работу иностранный гражданин имеет право временно трудиться на территории России или осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Миграционный учет необходим для осуществления государственного регулирования миграционных процессов, а именно: контроля за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан (ч. 1 ст. 30 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя:

  • регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим законом;
  • обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
  • ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Рассмотрим одну из составляющих миграционного учета, регистрацию по месту жительства и месту пребывания, так как именно это направление представляет для работодателей главный интерес.

Словарь кадровика

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные, предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ, документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Миграционный учет – это деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях данных граждан.

Правила и порядок миграционного учета

Миграционный учет иностранных граждан ведется Федеральной миграционной службой России (ФМС) и ее территориальными подразделениями и носит уведомительный характер. Но федеральными конституционными законами или федеральными законами в следующих зонах может быть введен и действовать разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания (ч. вторая ст. 5 Закона № 109- ФЗ):

  • в пограничной зоне;
  • в закрытых административно-территориальных образованиях;
  • в закрытых военных городках;
  • на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;
  • на территории, на которой в соответствии с указом Президента РФ введено чрезвычайное или военное положение;
  • в зонах экологического бедствия;
  • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  • в зоне проведения контртеррористической операции;
  • в период мобилизации и в военное время;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

В Законе № 109-ФЗ закреплено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания (ФМС), и в государственной информационной системе миграционного учета (ст. 21 Закона № 109-ФЗ).

Процедура постановки на миграционный учет состоит в следующем: заявитель – принимающая сторона***** приходит в почтовое отделение со своим паспортом, в котором стоит отметка о регистрации по месту жительства по указанному адресу, и документами иностранца, заполняет уведомление в двух экземплярах и отсылает на адрес территориального отделения ФМС. Причем (внимание!), вся процедура осуществляется принимающей, а не приглашающей стороной******, а иностранному гражданину следует только по прибытии в место пребывания предъявить принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде на территорию Российской Федерации (ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

Например, в ООО «Альфа-ком» пришел устраиваться на работу строителем гражданин Эстонии Элисте М.А. Заместитель Генерального директора ООО «Альфа-ком» Владимиров А.А., выступив представителем приглашающей стороны Элисте М.А. и взяв у него документы, отправился в территориальное почтовое отделение для постановки иностранного гражданина на миграционный учет. Владимиров А.А. заполнил уведомление в двух экземплярах, отправил их на адрес территориального отделения ФМС и стал ждать, когда ему пришлют отрывную часть данного уведомления. Спустя некоторое время из отделения ФМС пришло письмо, в котором сообщалось, что гражданин Эстонии Элисте М.А. уже поставлен на учет по месту пребывания, а именно в гостиничном учреждении.

Права и обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

Закон № 109-ФЗ (ст. 6) закрепляет за иностранными работниками при осуществлении миграционного учета следующие права:

  • на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;
  • на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;
  • на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;
  • на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
  • на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;
  • на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иностранные граждане обязаны (ст. 7 № 109-ФЗ):

  • представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные законодательством РФ и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
  • регистрироваться по месту жительства и учету по месту пребывания (относится к постоянно или временно проживающим в России иностранным гражданам)*.

* Отбывающие уголовное или административное наказание иностранные граждане, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном Правительством РФ.

Пример

В ЗАО «Велиос-плюс» пришел устраиваться монтажником по сборке корпусной мебели гражданин Украины Коростыленко Ф.М. Генеральный директор ЗАО «Велиос-плюс» Галактионов С.В. при приеме на работу иностранного гражданина Коростыленко Ф.М. поинтересовался у него наличием необходимых документов, в том числе подтверждающих постановку на миграционный учет. Коростыленко Ф.М. заверил будущего работодателя, что все в порядке: документы в полном комплекте, но находятся дома, т. е. у дальних родственников, которые и выступили его принимающей стороной при осуществлении миграционного учета. Галактионов С.В. поверил будущему работнику на слово и отдал распоряжение, чтобы Коростыленко Ф.М. оформили на должность монтажника по сборке корпусной мебели, так и не позаботясь о постановке его на миграционный учет. Спустя некоторое время в организацию нагрянула проверка. В итоге, на организацию ЗАО «Велиос-плюс» был наложен административный штраф в размере 400 000 рублей.

В следующий раз мы расскажем о сроках постановки иностранного работника на миграционный учет, рассмотрим последовательно алгоритм действий работодателя при осуществлении данной процедуры, остановимся подробнее на полномочиях органов ФМС в этом вопросе. Также вы узнаете о документах, которые требуют сотрудники органов ФМС при проверках.


* Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

** Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 133-ФЗ.

*** Федеральный Закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).

**** Федеральный Закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

***** Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в России иностранные граждане или лица без граж-данства (имеющие вид на жительство), а также юридические лица, филиалы или представительства юридических лиц, в которых иностранный гражданин фактически проживает или работает.

****** Приглашающая сторона – лицо, которое оформило приглашение и представляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.