Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист

Перечень государств (территорий), с которыми Россия осуществляет автоматический обмен финансовой информацией, не является статичным. Например, относительно недавно из этого перечня исключена Швейцария, до этого – Великобритания и Литва.

Можно предполагать, что и в дальнейшем перечень таких государств (территорий) будет изменяться (в т.ч. на фоне сложившейся международной ситуации).

При этом некоторые вопросы валютного регулирования решаются в зависимости от того, входит ли иностранное государство (территория), в банке которого открыт счет/вклад, в перечень государств (территорий), с которыми Россия осуществляет автоматический обмен финансовой информацией.

Рассмотрим ситуацию, когда гражданин России (соответственно, валютный резидент России) имеет иностранный счет/вклад в банке страны, которая не осуществляет автоматический обмен финансовой информацией с Россией, и при этом не является страной ЕАЭС: каковы особенности валютного регулирования в данном случае?

Таких особенностей три:

1. Первая и однозначно самая важная особенность: не будет работать общая разрешающая норма, позволяющая физическим лицам – валютным резидентам (в т.ч. гражданам России) зачислять без ограничений на иностранный счет/вклад денежные средства, получаемые от валютных нерезидентов. Напомним, такая общая разрешающая норма действует только в том случае, если иностранный банк расположен на территории государства – члена ЕАЭС или на территории иностранного государства (территории), с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (ч. 5.2 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; далее по тексту – «Закон № 173-ФЗ»).

Соответственно, без вышеприведенной общей разрешающей нормы гражданину России придется анализировать приходные операции от валютных нерезидентов по своему счету/вкладу в иностранном банке на предмет их законности/незаконности. Это, во-первых, требует внимания, а, во-вторых, предполагает хотя бы базовый уровень познаний в области российского законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Напомним, совершение незаконной валютной операции может повлечь штраф в размере от 20% до 40% суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Прим.: описанное выше имеет значение для лиц, преимущественно проживающих в России (при преимущественном проживании за пределами России гражданин может свободно зачислять на свой счет/вклад в иностранном банке денежные средства от валютных нерезидентов, без каких-либо дополнительных условий – ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

2. Второй момент: не будет работать разрешающая норма (ч. 5.1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ), позволяющая валютным резидентам (в т.ч. гражданам России) зачислять на иностранный счет денежные средства, полученные по следующим кредитным договорам и договорам займа:

а) с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств;

б) с резидентами государств – членов ЕАЭС или с резидентами иностранных государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (если кредитный договор или договор займа заключен на срок свыше двух лет).

Прим.: описанное выше имеет значение для лиц, преимущественно проживающих в России (при преимущественном проживании за пределами России гражданин может свободно зачислять на свой счет/вклад в иностранном банке денежные средства от валютных нерезидентов, без каких-либо дополнительных условий – ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

3. Наконец, не будет работать предусмотренное ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ освобождение от обязанности по представлению отчетов по счету/вкладу в иностранном банке. Напомним, такое освобождение применимо в ситуациях, когда общая сумма денежных средств, зачисленных на счет/вклад (списанных со счета/вклада) за отчетный год, не превышает 600 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте), либо остаток денежных средств на счете/вкладе по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте), если в течение отчетного года зачисление денежных средств на счет/вклад не осуществлялось.

Прим.: описанное выше имеет значение для лиц, преимущественно проживающих в России (при преимущественном проживании за пределами России гражданин вправе не представлять отчеты по своим счетам/вкладам в иностранных банках – ч. 7, 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

На практике указанное выше освобождение от обязанности по представлению отчетов не всегда упрощает ситуацию, поскольку налоговый орган нередко просит пояснить причины непредставления отчета. Соответственно, лицу приходится пояснять и подтверждать либо непревышение указанных выше суммовых величин, либо преимущественное проживание за пределами России (с этой точки зрения, возможно, проще представить отчет).

Общий вывод:

Выше мы рассмотрели особенности валютного регулирования в отношении ситуации, когда гражданин России (соответственно, валютный резидент России) имеет иностранный счет/вклад в банке страны, которая не осуществляет автоматический обмен финансовой информацией с Россией, и при этом не является страной ЕАЭС.

Это именно особенности для данной ситуации. Безусловно, нельзя забывать об общих обязанностях, запретах и ограничениях для валютных резидентов России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках.

По вопросам консультирования и юридической помощи обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru