Автор: Резниченко Д.В., сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

Основным источником получения аудиторских доказательств являются аудиторские процедуры, которые выполняются в процессе аудита. Однако такие доказательства могут включать информацию из других источников, предыдущих заданий по аудиту (при определенных обстоятельствах), а также из введенных на фирме процедур контроля качества по принятию новых клиентов и продолжение отношений.

Существует следующая классификация видов аудиторских доказательств по отдельным признакам:

По источникам получения:

  • внутренние – информация, полученная от предприятия-клиента;
  • внешние – информация, полученная от третьих незаинтересованных лиц и учреждений;
  • смешанные – информация, полученная от предприятия и подтвержденная внешними источниками;
  • информация, полученная самим аудитором.

1. Относительно проверяемой финансовой отчетности:

  • прямые – имеют непосредственное отношение к подтверждению финан-совой (бухгалтерской) отчетности, подтверждаются первичными докумен-тами, учетными реестрами;
  • непрямые – информация, прямо не касающаяся достоверности финансо-вой отчетности, например: данные, свидетельствующие о надежности (ненадежности) СВК.

2. По способу представления аудитору:

  • документальные (письменные);
  • устные.

Необходимо отметить, что все существенные аудиторские доказательства, которые имеют значение и будут использоваться аудитором во время составления аудиторского отчета и рабочих документов, не зависимо от того, в каком виде они были ему предоставлены (документальном или устном), обязательно должны быть зафиксированы в рабочих документах аудитора установленного образца, согласно руководству по аудиту, утвержденному аудиторской компанией.

Источниками информации для получения аудиторских доказательств могут быть:

  • финансовая (бухгалтерская) отчетность за текущий период;
  • регистры бухгалтерского учета, журналы, книги, сведения;
  • данные оперативного учета;
  • внутренняя (управленческая) отчет-ность предприятия (за текущий и предыдущий периоды);
  • материалы инвентаризации;
  • рабочие документы аудитора за предыдущие аудиторские проверки;
  • протоколы заседания собраний акционеров (учредителей) предприятия;
  • документация внутреннего аудитора предприятия;
  • приказы, распоряжения руководства предприятия-клиента;
  • данные, полученные в результате устного общения с руководством предприятия;
  • учредительные документы;
  • договоры, контракты;
  • информация по результатам опроса и анкетирования;
  • ответы на запрос от третьих незаинтересованных лиц;
  • аналитические данные о показателях финансово-хозяйственной деятельности предприятия за несколько лет;
  • финансовые (небухгалтерские) отчеты (отчеты директора, председателя правления, экономический обзор деятельности предприятия и т.д.);
  • данные сравнительного анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия-клиента с показателями других предприятий отрасли;
  • коммерческие газеты и журналы (наличие признаков неплатежеспо-собности);
  • обзор общего положения экономики;
  • материалы арбитражных и судебных дел, рекламации, претензии;
  • статистические данные;
  • информация юриста предприятия-клиента;
  • результаты проведенных экспертиз и экспериментов.

Необходимо отдельно отметить такой особенный источник аудиторских доказательств, как результаты работы (рабочие документы) внутреннего аудитора. Именно выданный в марте 2012 г. МСА 610 (пересмотренный) «Использование работы внутренних аудиторов» касается регулирования вопросов ответственности внешнего аудитора, если он использует работу внутреннего аудита при получении аудиторских доказательств.

Определяя виды и источники аудиторских доказательств, аудитор должен учитывать необходимость обеспечения рационального (оптимального) соотношения между стоимостью их получения и необходимостью и полезностью их для процесса аудита. В случае если аудитор имеет обоснованные сомнения относительно достоверности определенной важной статьи отчетности, ему необходимо попробовать получить необходимые дополнительные аудиторские доказательства, невзирая на стоимость работ, если это поможет установить истину. Вопрос сложности, времени или предсказуемых расходов сам по себе не является обоснованным основанием для того, чтобы аудитор не выполнил аудиторскую процедуру, для которой нет альтернативы, или удовлетворился менее чем убедительными аудиторскими доказательствами. Если аудитору не удастся найти необходимые доказательства, имеющие существенное решающее значение относительно влияния на формирование аудиторского мнения, то он должен отказаться от высказывания мнения о финансовой отчетности.

Мировой опыт аудиторов показывает, что данные, которые использует аудитор, условно можно распределить (сгруппировать) на более достоверные и менее достоверные. Это определяется способами и источниками получения аудиторских доказательств. Назовем аудиторские доказательства в последовательности от более достоверных к наименее достоверным.

  1. Информация, собранная (полученная) аудитором в результате выполнения собственных аудиторских процедур (тестирований, подсчетов, определения показателей, наблюдения, сопоставления и т.д.). Эта информация считается наиболее достоверной, которая вносится в рабочие документы аудитора.
  2. Внешние данные, например, полученные от третьих незаинтересованных сторон (ответы на запросы в банк, покупателям, кредиторам, гарантам, фондам), которые также являются частью рабочих документов.
  3. Внутренняя документальная информация предприятия, полученная как из внешних, так и из внутренних источников. Например, данные о поступлении материальных ценностей от поставщика (накладные, договоры), от банка (документы об оплате приобретенных материалов) и документы предприятия (внутренние складские и бухгалтерские документы, учетные регистры). Чем выше надежность СВК предприятия (которую аудитор тестирует и может на нее положиться), тем больше доверяет такому виду информации. Тестирование СВК – это отдельный рабочий документ аудитора (опросник, обзор и т.д.).
  4. Внутренняя документальная информация создана и проработана в пределах предприятия-клиента. Примером такой информации могут быть материалы инвентаризации, данные управленческого учета, приказы, распоряжения, калькуляции, сметы и другие сведения.
  5. Письменные и устные данные от руководства предприятия-клиента, полученные в процессе проведения предыдущего ознакомления, анкетирования, устного и письменного опроса, также собираются в административной части файла рабочих документов аудитора.

Бывают случаи, когда при получении аудиторских доказательств из разных источников или разного характера информация не совпадает. Это может указывать на то, что отдельное аудиторское доказательство не является надежным. Например, информация, предоставленная предприятием, и ответ от третьей стороны по одному и тому же вопросу отличаются, или ответы на запросы управленческому персоналу, внутреннему аудиту и другим подразделениям субъекта хозяйствования не являются одинаковыми.

В случае, когда ответы на запросы управленческому персоналу, внутренним аудиторам и другим подразделениям не совпадают или ответы на запросы к тем, кто наделен наивысшими полномочиями, сделанные для подтверждения ответов на запросы управленческому персоналу, не совпадают с ответами управленческого персонала, аудитор должен осуществить дополнительные альтернативные процедуры по установлению истины, полагаясь на свое профессиональное суждение, что предполагает составление дополнительных рабочих документов аудитора.