Самышева Диана Павловна, ассистент аудитора
Фирма «Аудитор» (Одинцово)

Какова природа возникновения всевозможных страхов у клиентов аудиторских компаний?

1. Страх неизвестности .

Даже самый бездарный психолог вам скажет, что любые страхи возникают от неизвестности: когда человек оказывается перед чем-то незнакомым, "неопробованным", когда что-то происходит с ним в первый раз - он боится.

Если ребенок боится прыгнуть в воду и поплыть, победить его страх можно двумя путями: бросить его в воду или показать на примере других детей, что плавать совсем не страшно и безопасно. Первый вариант нам не подходит - клиент не ребенок и на попытку "бросить его в воду" он скажет: "До свиданья..." Значит, остается второй вариант - терпеливо, на примере "других ребят" убеждать его, что это не страшно, не опасно и потом, когда начнет получаться, ему очень понравится .

2. Страх перед аудитором-инквизитором.

Аудитор в своей практике никогда не ставил своей целью выявить все недобросовестные действия руководства и по спецпроцедуре проинформировать об этом надзорные органы. Аудиторы не превращаются в подобие инспектора и прокурора одновременно. Они действуют в интересах клиента, выявляют ошибки с целью помочь их исправить, принять верное и законное решение возникшей проблемы. Конфиденциальность информации клиента - один из главных принципов в работе аудиторв.

3.Страх при выборе аудитора

Конечно, подход к выбору аудитора у клиентов, нуждающихся в аудиторской проверке, и у самих аудиторов разный. Первые являются покупателями услуг, а вторые - продавцами. Первые хотят купить хорошую услугу, и дешевле, а вторые - продать то, что они умеют делать, и дороже. Трудность для покупателя заключается в том, что, несмотря на стремление законодателей стандартизировать аудиторские услуги, у каждой аудиторской фирмы они являются уникальными. Чем же должен руководствоваться клиент, выбирая аудиторскую фирму - рекламой в газетах и журналах, сайтами аудиторских фирм в Интернете, справочниками, публикациями о рейтинге крупнейших (по объему реализации услуг) аудиторских фирм или советами деловых друзей и знакомых? Безусловно, можно использовать все эти источники, что, наверняка, будет правильно. Но при этом надо иметь в виду, что существует ряд солидных фирм, которые работают в течение многих лет, не имея ни сайта, ни рекламных публикаций в газетах и журналах и не участвуя в рейтингах.

Или ориентироваться на цену как по товарам? У кого цена выше, тот «товар» лучше?

Однако в нашей стране этот принцип работает далеко не всегда. Есть аудиторские фирмы, предоставляющие услуги высокого качества и недорого. Особенно много таких фирм в провинции, некоторые из них даже вышли на московский рынок. Есть также фирмы, которые берут большие деньги, но допускают серьезные ошибки при аудиторской проверке. Это непростой выбор, но каждый клиент сделает его сам и найдет «своего» аудитора, пусть даже методом проб и ошибок.

4. Страх некачественной проверки.

Качественность проверки зависит не только от компетентности выбранной клиентом аудиторской компании, но и от желания и готовности сотрудничать с аудитором в решении общих возникающих проблем и задач. Зачастую на практике бывает, что даже точное знание даты начала проверки не приводит к тому, что клиент готов принять аудиторов: то нет отдельного помещения или ключей к нему (а это обязательно), то нет программистов, которые перекинут бухгалтерскую программу с регистрами проверяемого года на ноутбуки аудиторов, то проверяемые первичные документы и договоры не готовы к проверке. Обычно на это уходит два дня. А за три дня нельзя проверить даже клиента, который работает менее года. Только дружная командная работа привет к желаемому результату.

Сделаем выводы:

  • «Дорога откроется идущему». Не будем бояться, а будем действовать;
  • Будем помнить, что аудитор - наш друг и помощник;
  • К выбору своего проверяющего подходим осознанно;
  • Работаем в единой команде.

Радует, что аудит перестает необоснованно ассоциироваться с ревизиями налоговиков и «выметанием сора из избы». Соблюдая принципы независимости, честности и конфиденциальности, аудиторские компании в настоящее время предоставляют полный спектр услуг в области внешнего инициативного и обязательного аудита. Квалифицированный внешний аудит (инициативный или обязательный) обеспечивает мощный и позитивный экономический эффект, что, несомненно, способствует скорейшему выходу нашей страны из экономического кризиса.