Автор: Гусев А. , к.п.н., редактор журнала

Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений" № 3/2020

В силу положений ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, администраторы доходов бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее – субъекты ВФА) обязаны осуществлять внутренний финансовый аудит (ВФА). Минфином подготовлен проект стандарта ВФА «Реализация результатов внутреннего финансового аудита». Данным проектом определен порядок составления субъектом ВФА заключения и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА.

Общие положения.

Напомним, что внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Целями осуществления ВФА являются:

  • оценка надежности внутреннего финансового контроля (ВФК), под которым понимается процесс главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации ВФК;

  • подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ;

  • повышение качества финансового менеджмента.

Требования к содержанию заключения.

В соответствии с положениями проекта стандарта результаты внутренний финансовый аудит должны оформляться аудиторским заключением, ответственность за составление которого возлагается на руководителя аудиторской группы. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем субъекта ВФА.

Особенности составления и оформления заключения по результатам проведения аудиторской проверки могут быть установлены ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита. При этом согласно п. 4 проекта стандарта заключение должно содержать:

  • описание выявленных при проведении аудиторского мероприятия нарушений и (или) недостатков (если они выявлены), вновь выявленных бюджетных рисков, не включенных в реестр бюджетных рисков главного администратора (администратора) бюджетных средств. При возможности дать стоимостную оценку выявленных нарушений и (или) недостатков такая оценка приводится в заключении по результатам аудиторского мероприятия. Следует учитывать, что указанные в заключении нарушения и недостатки должны быть подтверждены аудиторскими доказательствами, а все выводы и предложения – основываться на достаточной и надежной информации;

  • предложения и рекомендации по коррекции выявленных нарушений и (или) недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков, организации и осуществлению ВФК, повышению качества финансового менеджмента;

  • дату оформления заключения;

  • фамилию и инициалы, должность, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита;

  • фамилию и инициалы, должность, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии).

К заключению могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения процесса проведения и результатов аудиторского мероприятия, в том числе содержащие такие сведения:

  • тема (объекты и цели) аудиторского мероприятия, проверяемый период в соответствии с программой аудиторского мероприятия;

  • фактические даты начала и окончания аудиторского мероприятия;

  • основания проведения аудиторского мероприятия (пункт плана проведения аудиторских мероприятий или номер и дата документа главного администратора (администратора) бюджетных средств о проведении внепланового аудиторского мероприятия);

  • состав аудиторской группы с указанием фамилий и инициалов и должностей каждого члена аудиторской группы, включая экспертов, не являющихся должностными лицами (работниками) главного администратора (администратора) бюджетных средств.

В силу требований п. 10 проекта стандарта выводы о достоверности и полноте бюджетной отчетности, а также о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Минфином, должны основываться на результатах аудиторской проверки, отражающих:

  • соответствие порядка ведения бюджетного учета и составления индивидуальной бюджетной отчетности, сформированной главным администратором (администратором) бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Минфином (включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета);

  • соблюдение главным администратором (администратором) бюджетных средств порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;

  • полноту и достоверность показателей бюджетной отчетности объекта аудита;

  • наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности объекта аудита;

  • наличие значимых остаточных бюджетных рисков, в том числе рисков искажения бюджетной отчетности, которые оказывают или могут оказать влияние на принятие управленческих решений руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств;

  • наличие (отсутствие) фактов внесения объектом аудита исправлений в бюджетную отчетность за предыдущие периоды по требованию органов власти, которым объект аудита представляет бюджетную отчетность в установленном порядке.

Субъект внутреннего финансового аудита вправе сделать вывод о недостоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств в случае, если такая отчетность содержит информацию с существенными ошибками и искажениями, которая не позволяет ее пользователям положиться на нее как на достоверную.

Порядок оформления заключения.

В соответствии с положениями проекта стандарта результаты внутренний финансовый аудит должны оформляться аудиторским заключением, ответственность за составление которого возлагается на руководителя аудиторской группы.

Согласно п. 11 проекта стандарта руководитель аудиторской группы направляет проект заключения по результатам аудиторского мероприятия на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита в порядке и в сроки, установленные ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление ВФА.

Руководитель субъекта ВФА в порядке и в сроки, установленные ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита, направляет проект заключения и проект плана мероприятий по корректировке выявленных нарушений и недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков, повышению качества финансового менеджмента (далее – план мероприятий) для ознакомления субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, направляют письменные возражения и предложения по проектам заключения и плана мероприятий по результатам аудиторского мероприятия руководителю субъекта ВФА.

Следует отметить, что сроки ознакомления субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, с проектами заключения и плана мероприятий по результатам аудиторского мероприятия, порядок и сроки направления возражений и предложений по проекту заключения должны быть установлены ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление ВФА.

Полученные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур подлежат рассмотрению руководителем субъекта ВФА и руководителем аудиторской группы, которые при необходимости вносят изменения в проекты заключения и плана мероприятий по результатам аудиторского мероприятия.

План мероприятий вместе с заключением, подписанным руководителем субъекта ВФА, направляется руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Рассмотрение заключения руководителем.

Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений:

  • о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

  • о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

  • о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

  • о направлении материалов в орган государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

При принятии руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств утверждает план мероприятий.

Копии заключения по результатам аудиторского мероприятия и утвержденного руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств плана мероприятий направляются субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Отчетность.

Исходя из требований п. 20 проекта стандарта субъект ВФА проводит мониторинг выполнения плана мероприятий. В рамках указанного мониторинга выполняются следующие процедуры:

  • получение от субъектов бюджетных процедур информации о выполнении плана мероприятий и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанного плана;

  • оценка действий субъектов бюджетных процедур по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения дополнительных внеплановых аудиторских проверок;

  • подготовка и представление руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств доклада о результатах мониторинга плана мероприятий.

В соответствии с требованиями п. 21 проекта стандарта руководитель субъекта ВФА обязан представить руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств годовую отчетность о результатах деятельности субъекта ВФА за отчетный год, которая содержит информацию, основанную на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информацию о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля.

* * *

В заключение напомним, что с 01.01.2020 ВФА должен осуществляться в соответствии с федеральными стандартами, устанавливаемыми Минфином (ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). С проектом стандарта можно ознакомиться на официальном сайте Минфина.