Филипьев Дмитрий Юрьевич
К.э.н., доцент
региональной кафедры бухгалтерского учета,
аудита, статистики
филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле

ООО "Алтайский Дом Аудита"

Опубликовано: Учет и контроль. Москва. – 2007. - №1. – с. 22-25.

Происходящие в последнее время процессы, как в государственном (повышение интереса к эффективности управления наделенным имуществом и соблюдени ю целевой направленности выделенных средств), так и в частном (повышения и уход от дел организаций учредителей первой волны и назначение наемных управленцев) секторах экономики , ведут к необходимости организации цивилизованного контроля над работой наемных менеджеров и предоставления гарантии того, что они управляют исключительно в интересах учредителя, а не своих личных или конкретной группы учредителей.

При этом в качестве основного инструмента контроля и гаранта честных отношений между учредителем и наемными менеджерами выступает служба внутреннего аудита.

Интерес к внутреннему аудиту в последнее время неуклонно возрастает, что, несомненно, обусловлено рядом объективных причин, одну из которых мы указывали ранее. Но в то же время, по мнению отдельных специалистов и менеджеров , для российской практики организация внутреннего аудита является делом новым и в силу своей законодательной необязательности ненужным.

Такое отношение к внутреннему аудиту можно объяснить следующим:

-  В настоящее время менеджмент уделяет очень мало внимания вопросам организации учета и контроля. Организация учета и контроля воспринимается им как оброк, установленный законом, но абсолютно неэффективный и ненужный. До сих пор у значительной части российских менеджеров, к сожалению, сохраняются прежние представления о содержании контроля, основанные на прошлом опыте взаимодействия с ревизорами, они понимают ауди т исключительно как проверк у бухгалтерской документации и годовой бухгалтерской отчетности. Это обусловлено очень многими причинами: отсутствием у организации какой-либо стратегии развития; недостаточностью экономического образования у ряда топ-менеджеров компаний; неосознанием всей совокупности потенциальных угроз , стоящих перед организацией в ходе осуществления деятельности; непониманием назначения и роли учета и контрол я как инструмента повышения эффективности деятельности организации и т.д. Такие представления уже не соответствуют современным требованиям к кадровому потенциалу, современной структуре организации, в котор ой высока доля умственного труда, к ответственности за принимаемое решение.

- Отсутствием необходимых теоретических разработок в области методологии и организации внутреннего аудита применительно к российским условиям.

- Недостатком нормативных документов по регулированию деятельности внутренних аудиторов и недостаточным уровнем профессионализма аудиторских кадров.

- Понятийной неопределенностью и ассоциацией деятельности внутренних аудиторов в процедурном плане с деятельностью ревизоров различного уровня, внешних аудиторов, ревизионной комиссии и т.д.

Справедливости ради следует заметить, что понятие внутреннего аудита действительно не является новым, оно возникло достаточно давно. И если на первых этапах своего становления (вторая половина 19-го века , Германия) он в большей степени представлял собой форму контроля за состоянием бухгалтерского учета, то уже в начале 20-го века смысл внутреннего аудита заключался в нефинансовой оценке операций компании и систематическом поиске путей повышения эффективности управления.

Несмотря на длительный процесс своего развития , наибольшее распространени е внутренний аудит стал получать в третьем тысячелетии. Однако и в настоящее время среди специалистов не наблюдается единства в подходах к определению термина «внутренний аудит». Одни из них пытаются отождествить внутренний аудит с внешним или, по крайней мере, найти между ними сходств о, другие же , наоборот , пытаются найти различия или противоречия.

В таблице 1 приведены наиболее распространенные подходы к определению понятия «внутренний аудит».

Таблица 1.

Подходы к определению понятия «внутренний аудит»

Автор

Источник

Трактовка определения

Бурцев В .В.

Организация внутреннего аудита / В.В. Бурцев // Финансовый менеджмент.  – 200 5. – № 6. – С. 88 -98 .

Внутренний аудит это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу) .

Андреев В.Д.

Внутренний аудит: учеб. пособие. / В .Д. Андреев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 464 с.

Внутренний аудит – элемент системы внутреннего контроля, необходимый для крупных хозяйствующих субъектов , в основном негосударственного сектора экономики, чтобы с его помощью успешно конкурировать на рынке за счет роста качества, снижения себестоимости продукции, знания потребностей рынка и, таким образом, повышения эффективности работы.

Багаутдинова Э.Н.

Организация внутреннего аудита бизнеса / Э .Н. Багаутдинова // Деловое обозрение. – 2004. – № 5 (76).

Что означает термин «Внутренний аудит »?

- «Аудит» – так как необходима глубокая проверка (ревизия) бизнеса;

- «Внутренний» – так как ревизия производится собственными силами собственника, которым он доверяет.

Гольдштейн Г.Я.

Основы менеджмента: учебное пособие, изд . 2-е, дополненное и переработанное. / Г .Я. Гольдштейн. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003 .

Внутренний аудит – независимая оценочная функция, целью которой является помощь штабу в эффективной разгрузке его ответственности. Для этого внутренние аудиторы снабжают штаб анализом, оценками и рекомендациями по соответствующим видам активности.

Муллахметов Х.Ш.

Внутренний аудит в системе управления корпорацией / Х.Ш. Муллахметов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 3.

Внутренний аудит – деятельность по обеспечению менеджмента качественной информацие й посредством системного контроля за деятельностью организаций на базе мониторинга их отчетности и путем организации комплексного экономического анализа, опираясь на результаты работы имеющихся функциональных служб.

Петров В., Алексеева А., Головач А.

Внутренний аудит в российских компаниях / В. Петров, А. Алексеева, А. Головач // Финансовый директор. – 2004. – № 4.

Внутренний аудит – функция, которая призвана участвовать в оценке надежности и эффективности системы внутреннего контроля (не только финансового, но и операционного контроля, контроля за соблюдением политик и процедур), в процессе управления рисками, с которыми сталкивается компания (например, при выведении на рынок новых продуктов, внедрении новых информационных систем, реструктуризации бизнеса), в процессе корпоративного управления.

Попов А.

Контролер изнутри / А. Попов // Финанс. – 2005. – № 14 (104) .

Внутренний аудит – инструмент выявления возможностей для повышения эффективности бизнеса , и его внедрение играет большую роль для компаний, желающих привлечь дополнительное финансирование.

Воропаев Ю.Н.

Оценка риска аудита и бизнеса / Ю.Н. Воропаев // Бухгалтерский учет. – 1996. – № 6.

Внутренний аудит – это способ независимой оценки эффективности деятельности организации и органов ее управления.

Савчук В.П.

Савчук В.П. Кто поможет собственнику разобраться в его бизнесе? [Электронный ресурс] / В .П. Савчук . – Режим доступа: http://www.cfin.ru/finanalysis/int_audit.shtml#_ftnref1#_ftnref1 . Проверено 15.01.2007

Под внутренним аудитом здесь и далее понимается комплекс диагностических процедур, направленных на выявление , с одной стороны , слабых сторон бизнеса, а с другой – установление путей их устранения.

Алборов Р.А.

Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК / Р.А. Алборов. – М.: Издательство «Дело и сервис», 1998. – 464 с.

Внутренний аудит – это фактически внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и методам проведения он имеет много общего с внешним аудитом.

Нельзя сказать, что какое-то из приведенных выше определений некорректно и не выявляет сущность внутреннего аудита, просто они ограниченны и не раскрывают в полном объеме сущность внутреннего аудита на современном этапе. Даже определение , приведенное в российских стандартах аудиторской деятельности , нельзя признать точным, так как согласно ему под внутренним аудитом следует понимать организованную экономическим субъектом, действующую в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированную внутренними документами систему контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Все это обусловлено , как мы полагаем, буквальностью перевода термина с английского языка. Дословно термин «внутренний аудит» – internal audit – означает внутреннюю проверку счетов, ревизию. Однако с нашей точки зрения , у внутреннего аудита ин ые смысл, назначение и организация. И наиболее точно и х передает определение понятия, данное международным Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) – «внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления организацией »[1].

Следовательно, внутренний аудит следует воспринимать скорее как разновидность консалтинга, чем контроля. А говорить о том, что к институтам внутреннего аудита относятся назначаемые учредителями ревизоры, ревизионные комиссии и подобные органы , не совсем корректн о в силу отличия задач, стоящих перед этими институтами , от выполняемых службой внутреннего аудита.

В связи с этим основными характеристиками внутреннего аудита являются:

1. Независимость и объективность. Независимость рассматривается в контексте функциональной подчиненности службы внутреннего аудита в структуре организации. Независимость, как правило, достигается путем разделения функционального и административного подчинения службы внутреннего аудита (административное подчинение руководству, а функциональное – учредителям). Объективность рассматриваетс я как способность работника службы внутреннего аудита формировать беспристрастные оценки и выводы.

2. Оптимизация и повышение эффективности деятельности организации. В данной ситуации внутренний аудит выполняет , в первую очередь , не контрольную функцию, а оценочную , он служит для выявления слабых мест в системах управления, внутреннего контроля и управления рисками , для формирования рекомендаций по повышению эффективности этих систем и процессов.

3. Предоставление гарантий и консультаций. Сущность деятельности внутреннего аудита заключается в предоставлении гарантий и консультаций заказчикам (клиентам) внутреннего аудита в областя х управления рисками, внутреннего контроля, управления организацией.

Следовательно, на современном этапе контрольная функция внутреннего аудита, обеспечивающая достоверность бухгалтерской отчетности , не остается ни главной, ни единственной, а задачей внутреннего аудита является решени е вопросов управления и экономической политики, то есть в современном понимании внутренний аудит из простой проверки соблюдения регламентов превращается в творческий процесс.

В чем же тогда заключается роль внутреннего аудита? В том, что он:

Во-первых, является действенным механизмом оценки эффективности деятельности менеджмента. Внутренний аудит становится мощным инструментом контроля происходящих в организации процессов во всей полноте. Каким бы профессиональным ни был менеджмент, для учредителей, руководству ющихся принципом «доверяй, но проверяй» , актуальным становится вопрос контроля за состоянием дел в организации и оценки эффективности их ведения.

Во-вторых, является механизмо м совершенствования системы внутреннего контроля. Внутренний аудит не только проверяет и оценивает систему внутреннего контроля на предмет ее соответствия поставленным целям и заданным критериям, но и предоставляет рекомендации по ее совершенствованию.

В-третьих, является объективным источником информации. Менеджмент организации , для которого управление является повседневной работой, не всегда способен объективно оценить сложившуюся в организации ситуацию. Даже если им и осуществляется контроль всех бизнес-процессов, у него, как правило, нет ни времени, ни навыков для сбора, структурирования и обобщения информации. Внутренний же аудит, наоборот , обладает информацией по всем аспектам деятельности организации и инструментарием для обобщения и анализа данных, поэтому тесное взаимодействие с внутренним аудитом повышает эффективность принятия решений менеджментом. В данной ситуации внутренний аудит становится источником информации, помогающим менеджеру по-новом у посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.

В-четвертых, является механизмо м совершенствования системы управления.

В-пятых, предоставляет гарантии. Учредителям и менеджменту компании необходимо получить гарантии того, что система внутреннего контроля эффективна, сотрудники соблюдают правила и процедуры, руководство получает надежную информацию, активы защищены, риски оцениваются и определены мероприятия по управлению ими, задачи, стоящие перед организацией, успешно выполняются.

В-шестых, нацелен на решение проблем. Внутренний аудит – это, по сути, специально созданный механизм, основной целью которого является поиск и решение проблем, а следовательно, он служит стимулом к внедрению перемен. Бороться с симптомами, а не с самой болезнью, возможно, имеет смысл в краткосрочной перспективе, но этого явно недостаточно, когда речь идет о долгосрочной и среднесрочной перспективе, так как проблемы непременно проявляются вновь. В этой связ и должным образом организованная служба внутреннего аудит а является не только средством лечения болезней, но и средством повышения иммунитета, то есть помогает выявлять проблемы и решать их.

В-седьмых , ориентирован на предоставление консультаций. Правильно организованная служба внутреннего аудита позволяет организации не упускать возможности, предлагая нестандартные варианты решения таких задач как проведение сравнительного анализа, экономия средств и повышение эффективности операций, а также усовершенствование процессов.

Анализ подходов к определению цели внутреннего аудита позволяет сделать вывод о том, что она не является универсальной. Однако с нашей точки зрения ,цель внутреннего аудита заключается в повышении эффективности деятельности организации.

В настоящий момент не существует и единообразного подхода к определению задач и функций внутреннего аудита. Под основной задачей внутреннего аудита следует понимать представление независимых и объективных гарантий. В свою очередь ,функции внутренних аудиторов заключаются в:

а) оценке системы внутреннего контроля в части достоверности информации, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных операционных и структурных подразделений и разработке рекомендаций по улучшению этих систем;

б) анализе и оценке эффективности системы управления рисками и предложении методов их снижения;

в) анализе и оценке эффективности системы управления организации;

г) оценке экономичности и эффективности осуществляемых организацией операций;

д) оценке соблюдения требований действующего законодательства, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов организации, определяющих внутреннюю политику, правила, процедуры, целью которой является оценка качества и соответствия созданных систем обеспечения соблюдения требований законодательства и иных правовых актов и внутренних документов, а также разработка предложений по совершенствованию данных систем;

е) проведении специальных расследований отдельных случаев, например , подозрений в злоупотреблениях.

Причем первые три из вышеуказанных функций являются основополагающими.

Ориентация на изложенный выше подход к определению внутреннего аудита, его роли, целей и задач, с одной стороны, приведет к отказу от тотального контроля отдельных операций, анализа достоверности показателей бухгалтерской отчетности исключительно на основе информации, формируемой бухгалтерской службой организации, а с другой – повлечет за собой необходимост ь получения разумных гарантий того, что процессы, осуществляемые в организации , эффективны , и риск ограничен приемлемым уровнем , посредством оценки адекватности, эффективности и качества системы управления рисками, что система внутреннего контроля эффективна и позволяет предотвратить возможные ошибки и недобросовестные действия должностных лиц, а принципы и механизм управлени я ориентирован ы на результат.

Кроме того, вышеизложенный подход становится практически универсальным и может применяться организациями, осуществляющими деятельность в различных секторах экономики , с незначительными корректировками не столько методического подхода к решению проблемы, сколько процедурного.

Так, например:

1. Цель внутреннего аудита будет заключаться не только в повышении эффективности деятельности, но и в повышении качества осуществления государственных функций.

2. Применительно к предприятиям государственного сектора экономики к функциям внутренних аудиторов должно быть добавлен о представление объективной информации о качестве выполняемых государственных функций и использовании государственных финансовых и нефинансовых ресурсов.

3. Для организации эффективной системы внутреннего аудита необходимо определ ить цел и и результат ы деятельности, однако применительно к государственному сектору это вызовет определенные трудности, так как данный процесс весьма трудоемок и не всегда поддается формализации.

Несмотря на всю кажущуюся простоту изложенного подхода к организации службы внутреннего аудита, внедрение его в практику окажется несколько затруднительным. К трудностям, с которыми столкнутся участник и как частного, так и государственного секторов экономики при формировании системы внутреннего аудита , можно отнести следующие:

Во-первых, недостаточн ая регламентаци я деятельности. То есть практическое отсутствие административных и иных видов регламенто в в силу неопределенности функционально-процессной модели организации деятельности участников.

Во-вторых, ненацеленность систем планирования, а подчас и управления на результат; отсутствие обоснованных показателей для оценки эффективности и результативности деятельности; несовершенство или полное отсутствие управленческого учета, позволяющего осуществлять, а вернее обеспечивать , контроль достижения результатов.

В-третьих, отсутствие стройной системы внутреннего контроля, подмена понятия «внутренний контроль» – ревизией, контроллингом и т.д.; игнорирование объективной необходимости наличия эффективных процедур внутреннего контроля, направленных на обеспечение , в первую очередь , сохранности активов, проверку достоверности информации , формируемой системой бухгалтерского учета , и повышение результативности деятельности, для того чтобы внутренний контроль стал инструментом контроля рисков.

То есть фактическое отсутствие процесса, направленного на достижение целей организаци и и являющегося результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности для наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении операций и выполнении процедур, предотвращения потерь имущества, предупреждения и обнаружения возможн ых ошибок.

В-четвертых, ориентированность участников на последующий контроль и недостаточность , в свою очередь , предварительного и текущего контрол я приводят к ограничению возможности выявления на наиболее ранних стадиях возможных нарушений, недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении деятельности. То есть ограниченность или полное отсутствие системы (системы управления рисками), позволяющей заблаговременно определить вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах, процедурах и операциях и препятствовать достижению намеченных целей.

Однако каковы бы н и были трудности, их рано или поздно придется преодолевать, так как внутренний аудит действительно является наиболее действенным инструментом выявления возможностей повышения эффективности деятельности, так как формируется субъектом самостоятельно, внутри субъекта и позволяет получить информацию, необходимую для достижения целей и решения задач , стоящих перед субъектом , наиболее эффективным способом.

Список литературы:

1. Кодекс этики внутренних аудиторов, подготовленный Международным институтом внутренних аудиторов. http://www.iia-ru.ru/vnutr_audit/codex.