Автор: Александр Московкин, директор по внутреннему контролю и аудиту, член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов»

В задачи любого руководителя, в т.ч. и руководителя функции внутреннего аудита, входит развитие своих сотрудников. А с учетом возникающего в компаниях вопроса экономии расходов, приходится задумываться о способах развития сотрудников в условиях экономии бюджета.

Развитие сотрудников может касаться как усиления имеющихся компетенций, так и получения новых знаний. Руководитель функции внутреннего аудита должен знать уровень компетенций своих сотрудников, понимать, в какую сторону он будет развивать команду, выполнение каких задач ожидается от его функции в перспективе 3-5 лет. С учетом этого можно выстраивать карты развития каждого сотрудника, получая в итоге тот набор компетенций и уровень знаний у сотрудников, который необходим для решения задач, стоящих перед службой конкретной компании с учетом специфики бизнеса и отрасли. И в условиях экономии бюджета можно рассмотреть следующие инструменты развития:

1. Круглые столы.

Периодичность и размер круглых столов зависит от численности и территориальной распределенности сотрудников службы. Этот формат встреч может быть построен на презентациях достижений отдельных сотрудников или подразделений, в которых разбираются примененные новации в работе, новые методы и инструменты. Благодаря таким встречам повышается общий профессионализм службы.

2. Мини-тренинги.

Такой формат развивающего мероприятия может проходить как в рамках круглых столов, так и сам по себе. На мини-тренингах сотрудники с экспертным уровнем знаний, эксперты, приглашенные со стороны, или эксперты из функциональных подразделений компании делятся своими знаниями и опытом. Например, в организации, имеющей развитое число дочерних компаний со своими подразделениями внутреннего аудита, проводятся регулярные встречи для обмена опытом, а докладчиками выступают сами сотрудники служб. У некоторых из них выступление на таком мероприятия включено в план готового развития. В то же время, в одной из ДЗК проводятся собственные мини-круглые столы с целью выработки единого подхода к деятельности внутренних аудиторов этой ДЗК. У подобных мероприятий, организованных внутри компании, основное преимущество в том, что их темы более релевантны задачам, стоящим перед службой внутреннего аудита конкретного предприятия, а выступающие знакомы со спецификой работы компании.

3. Предварительные тренинги по теме проекта.

Одним способом повышения качества проектов аудита являются тренинги по теме проектов перед их началом и ознакомительные экскурсии по объектам в ходе командировок на объекты. Работа внутреннего аудитора, который видел процессы «вживую», будет более эффективна, и уже на интервью он будет хорошо представлять то, о чем ему рассказывают.

Предварительный же тренинг позволит руководителю проекта удостовериться, что вся команда проекта обладает минимально необходимым уровнем знаний и понимает свои задачи.

Естественно, тренинги нужны, в первую очередь, на новых, ранее не выполнявшихся проектах, или в процессах, которые ранее не попадали в фокус внутренних аудиторов. Другой случай, когда необходим такой тренинг, – малый стаж работы внутренних аудиторов в компании либо привлечение в команду сотрудников, чей бэкграунд не в полной мере соответствует теме проектов.

4. Чтение литературы.

Классический способ развития – это изучение литературы как в рамках профессии, так и в рамках получения дополнительных знаний по отдельным функциональным отраслям. Некоторые компании практикуют регулярные встречи подразделений с целью обсуждения почитанной литературы и распределения заданий сотрудникам по чтению конкретных книг. Таким образом, повышается общий уровень развития подразделения. Однако, у данного и, казалось бы, наипростейшего инструмента развития есть важный нюанс, который напрямую влияет на его эффективность, – это разумность. Если не оставаться в рамках разумного, то чтение литературы из инструмента повышения уровня профессионализма превратится в рутину, отнимающую время и вызывающую негативные эмоции сотрудников. Свести усилия на «нет» могут такие действия как:

(1) организация мероприятий «для галочки» (чтобы соблюсти прописанный график, план и проч.) и, как следствие, ставка на количество, а не на качество мероприятий, в том числе за счет неверного планирования необходимого времени;

(2) подбор/ выбор литературы, который не соответствует задачам. Иногда выбор литературы для изучения диктуется только руководителем, а его представление о нужности может отличаться (не в лучшую сторону) от того, что реально актуально для команды в целом. Например, известен случай, когда в одной компании требовалось не только чтение книг на тему выхода из зоны комфорта, но и обязательное применение на себе рекомендаций (с последующим отчетом). Автор же книги предлагал следующее: часовые занятия бегом в 5 утра в течение недели, обливание ледяной водой, знакомство с n-ным количеством людей на улице за день и т.п. Конечно, подобный опыт вызвал крайние негативную реакцию у персонала, которая повредила климату в коллективе, поскольку высказать напрямую претензии руководителю никто не решился.

В качестве совета из практики можно предложить использовать литературу на иностранных языках (особенно, если в команде есть сотрудники, достаточно владеющие иностранным языком). Это очень актуально именно во внутреннем аудите, поскольку русскоязычная профессиональная литература практически отсутствует.

5. Членство в Институте внутренних аудиторов и волонтерская деятельность в Институте.

Будем откровенны: основной объем полезной информации на сайте ИВА находится в области «Личный кабинет», т.е. разделе для членов ИВА, и участие в бесплатных вебинарах и других активностях возможно только в рамках членства. И его продление – не самые разорительные расходы. Доступ к возможностям в рамках ИВА однозначно нужен в части получения интересующей информации и развития.

Еще один способ развития – написание статей и материалов. Как минимум, это позволит лучше структурировать знания и глубже окунуться в предмет, а также усилить навыки презентации и письменной речи.

6. Внешнее обучение.

В условиях экономии бюджета нет смысла направлять всех сотрудников на одни и те же обучающие мероприятия. Гораздо полезнее будет организовать доклад прошедшего обучение сотрудника для других членов команды в рамках регулярной встречи коллектива. К тому же, такой сотрудник сможет презентовать информацию, полезную и актуальную для подразделения. Например, если работник коммерческой компании посетил широкоформатное обучающее мероприятие по теме бюджетирования, вряд ли он будет рассказывать коллегам о требованиях к бюджетированию гос. организаций.

***

Реалии настоящего времени таковы, что внутренние аудиторы обязаны вкладывать силы и время в свое развитие. Каждая служба внутреннего аудита сама решает, какие инструменты актуальны именно для нее в зависимости от задач, возможностей, структуры и ее численности. А для руководителя по внутреннему аудиту важно заинтересовать своих сотрудников развивающими мероприятиями, правильно планировать активности, выделять для них достаточное количество времени в нужный период и не давить слишком сильно на коллектив, чувствовать его настроение.