Автор: И. Дубовик

Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 8/2016

Канули в прошлое времена, когда предприятия уплачивали не страховые взносы, а единый социальный налог, который затем распределялся по внебюджетным фондам. В течение многих лет администрированием страховых взносов занимались Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Однако ничто не вечно – этим летом законодатель решил вернуть налоговым органам полномочия по администрированию взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Новшества вступают в силу с 2017 года, и у бухгалтера АУ есть время подготовиться.

Почему страховые взносы не переименовали в единый налог?

Такой вопрос возник потому, что страховые взносы законодатель не переименовал в единый или иной объединяющий несколько платежей налог. Причина в том, что между налогом и страховым взносом есть разница. Напомним понятия налога и взноса в виде таблицы.

Налог

Страховой взнос

Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на медицинское страхование, взимаемые с организаций и физлиц в целях финансового обеспечения прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения

Объединяет данные понятия только обязательность их уплаты. Что касается целей взимания платежей, налог перечисляется для обеспечения деятельности государства, в то время как взнос выступает гарантом получения страхового обеспечения при наступлении страховых случаев. Есть еще термин «сбор», под которым понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение в отношении них юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ). К страховым взносам и страховому обеспечению сбор не имеет никакого отношения, равно как и налог (безвозмездный платеж в пользу государства). Поэтому законодатель оставил понятие страхового взноса – исходя из его экономической сущности и целей взимания.

Зачем контроль над взносами передается налоговикам?

Ответ на вопрос следует искать в Указе Президента РФ от 15.01.2016 № 13, предписывающем совершенствовать порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов во внебюджетные фонды в целях укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с этими фондами. В соответствии с названным указом приняты федеральные законы от 03.07.2016 № 250 ФЗ, № 243 ФЗ. В пояснительных записках к ним названы следующие цели вводимых в грядущем году новшеств.

Страховые принципы системы обязательного социального страхования не зависят от администратора страховых взносов, и в случае передачи их администрирования с сохранением эквивалентности уплаченных взносов объему прав на обязательное социальное страхование остается возможность реализации страховых принципов в системе пенсионного, социального, медицинского обеспечения. Создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в сфере налоговой политики.

После введения порядка взимания страховых взносов в Налоговый кодекс станет возможным объединение форм отчетности и платежных документов, что должно поспособствовать минимизации нагрузки на бизнес. Вряд ли на эту возможность стоит полагаться. Более существенно другое. Снижение административной нагрузки на организации и учреждения будет достигнуто за счет сокращения количества госорганов, проводящих контрольные мероприятия, повышения качества проверок, а также оптимизации представляемой в контролирующие органы отчетности.Передача функций администрирования страховых взносов позволит осуществлять проверки и доначисления в рамках одного контрольного мероприятия. Для налоговиков это плюс, для налогоплательщиков – минус, так как в результате комплексной проверки налогов и страховых взносов можно выявить взаимосвязанные ошибки. Раньше двум разным контролерам – налоговикам и должностным лицам внебюджетных фондов – это было сложнее сделать. Еще одна задумка связана с тем, что НК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, который выработан с учетом многолетней практики по рассмотрению споров и позволяет быстро и эффективно разрешать разногласия с налоговым органом, не прибегая к судебной процедуре. Это должно помочь плательщику избежать затрат. Но последнее утверждение достаточно спорно, особенно если разбирательство с налоговиками в итоге разрешится не в пользу налогоплательщика. Данный порядок будет распространен на страховые взносы.

Что поменялось в НК РФ?

Страховые взносы вводятся в законодательство о налогах и сборах, а оно требует четкого определения всех элементов обложения. К ним относятся: объект обложения страховыми взносами; база для исчисления взносов; расчетный период; тариф страховых взносов; порядок исчисления взносов; порядок и сроки уплаты взносов. Вводится также в ч. II НК РФ новая гл. 34 «Страховые взносы», которая фактически скопирована из действующей редакции Закона о страховых взносах.[1]

Причем в НК РФ прописаны только основные элементы «страхового» обложения. Все иные положения, связанные с администрированием взносов, указаны в НК РФ по отношению к налогам и будут распространяться и на взносы. В частности, мероприятия по контролю за уплатой налогов (камеральная и выездная проверки) детально описаны в ч. I НК РФ. Причем приняты и действуют различные подзаконные акты, которые регулируют порядок проведения этих мероприятий налогового контроля и которые еще предстоит подправить в связи с контролем налоговиками уплаты страховых взносов.

Далее отметим, что плательщики страховых взносов стали участниками налоговых правоотношений наравне с налогоплательщиками и плательщиками сборов (п. 1 ст. 9 НК РФ). В этом есть и плюс, так как при разрешении спорных вопросов плательщики взносов могут смело ссылаться на обновленную редакцию п. 7 ст. 3 НК РФ, в силу которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налоговых агентов). Похожей нормы в Законе о страховых взносах не было, что лишало плательщика данных взносов дополнительной защиты, согласующейся с презумпцией невиновности налогоплательщика.

Кстати, поправлен один важный нормативный акт – Закон о налоговых органах[2]. В силу Федерального закона № 250 ФЗ налоговики вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых агентов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество данных лиц. Таким образом, у налоговиков есть рычаги воздействия на плательщиков страховых взносов, равно как и на недобросовестных налогоплательщиков. То есть передача контроля за уплатой страховых взносов налоговикам скорее будет в пользу бюджета, чем в пользу организаций, которые являются плательщиками и налогов, и взносов.

Страхование от несчастных случаев – вне налогового администрирования!

Налоговое законодательство не применяется к отношениям по взиманию взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных взносов. Но даже чтобы сохранить травматизм под юрисдикцией ФСС, нужны уточняющие поправки в Закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.[3]

Во-первых, уточнена отчетность страхователей, под которой подразумевалась форма 4 ФСС, утвержденная Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. Этот бланк включает сведения по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые будут переданы в отчетность налоговиков. Соответственно, будущая форма 4 ФСС или ее аналог станет именоваться расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Во-вторых, из вышеназванного закона исключены все отсылочные нормы на Закон о страховых взносах, который утратит силу с того момента, как в Налоговый кодекс добавится новая глава о данных взносах. Это вопросы:

– проведения (камеральной, выездной) проверки правильности расчета, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов страхователями, а также правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;
– взыскания недоимки по взносам, пеней и штрафов, предоставления страхователям отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
– обеспечения конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о страхователе, застрахованном и лицах, имеющих право на получение страховых выплат;
– определения расчетного и отчетного периодов по страховым взносам, установления даты осуществления выплат и иных вознаграждений, исчисления и уплаты страховых взносов страхователями;
– ответственности страхователей, страховщика, застрахованных лиц за нарушение законодательства о травматизме.

Все эти вопросы о взносах по травматизму будут разрешены исключительно в Законе об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Дополнительно поправлены нормы Закона об основах обязательного социального страхования[4], согласно которым уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с законодательством о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Законодательство о травматизме как раз является специальным и дополняющим по отношению к положениям налогового законодательства, регулирующим порядок исчисления и администрирования страховых взносов в 2017 году. А значит, бухгалтеру нужно быть готовым применять на практике указанные виды законодательства вместе.

Кто будет контролировать больничные и декретные пособия?

Исходя из того, что указанные выплаты являются страховым обеспечением, контролировать обоснованность его назначения будет страховщик – Фонд социального страхования. Действовать он будет в рамках Закона обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством[5]. В него вводятся дополнительные нормы Федеральным законом № 250 ФЗ.

На основании поступивших от налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган, территориальный орган страховщика вправе провести камеральную и (или) выездную проверку страхователя. Проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения проводятся ФСС одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов.

Правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования, регулируются законодательством о налогах и сборах.

Если по результатам проверки предоставленных налоговым органом сведений о расходах на выплату страхового обеспечения установлено, что сумма произведенных страхователем расходов превышает общую сумму начисленных страховых взносов, то территориальный орган ФСС будет направлять в налоговый орган подтверждение заявленных страхователем расходов. Если обнаружены нарушения, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется страхователю (организации, учреждению), а также в налоговый орган (копия указанного решения).

Как будет контролироваться медицинская страховка?

Порядок назначения и предоставления данного страхового обеспечения регулируется Законом об обязательном медицинском страховании в РФ[6]. Обзор внесенных в него Федеральным законом № 250 ФЗ изменений начнем с того, что страхователями будут признаваться организации и учреждения с момента их постановки на учет в налоговых органах (сейчас плательщиками медвзносов признаются организации и учреждения, имеющие «прописку» в территориальных органах ПФ РФ). Информация о постановке таких лиц на учет в налоговых органах будет передаваться в территориальные фонды ОМС в порядке электронного информационного обмена.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, будут устанавливаться налоговым законодательством.

Персонифицированный учет застрахованных граждан, сбор, обработка, передача и хранение сведений станут вести несколько органов: Федеральный фонд и территориальные фонды ОМС, ФНС и ее территориальные органы, страховые медицинские организации, медицинские организации. Налоговые органы ежеквартально не позднее 15 го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, будут предоставлять в соответствующие территориальные фонды ОМС сведения о работающих застрахованных лицах. Также налоговики будут обмениваться с медицинскими фондами сведениями об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в порядке информационного обмена.

Передача сведений персонифицированного учета в ПФ РФ

В связи с тем, что страхователи – учреждения и организации будут передавать сведения налоговым органам, возникает необходимость в их дальнейшем направлении страхователям, которые отвечают за страховое обеспечение. В частности, одним из них является Пенсионный фонд. В Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования [7]  введена новая ст. 11.1, устанавливающая порядок предоставления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета налоговыми органами.После представления отчетности от учреждений и организаций налоговики будут обязаны передать в Пенсионный фонд следующие сведения:

  • сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • начисленные и уплаченные суммы страховых взносов;
  • уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок;
  • иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговиков.
  • Сведения представляются в электронной форме на основании соглашения об информационном обмене между налоговым органом и Пенсионным фондом.

Нарушения законодательства о страховых взносах

Виды таких нарушений и ответственность за них четко определены в Законе о страховых взносах, и с утратой им силы с 2017 года встает вопрос о том, как будет квалифицироваться неисполнение требований по уплате данных взносов, порядок взимания которых будет перенесен в Налоговый кодекс. Можно ли будет считать налоговым правонарушением неперечисление или несвоевременную уплату страховых взносов или непредставление отчетности по указанным взносам налоговикам?

После анализа норм Федерального закона № 243 ФЗ можно дать положительный ответ на этот вопрос. В частности, согласно названному закону налоговыми правонарушениями со следующего года будут признаваться:

  • непредставление налоговой декларации, расчета по страховым взносам (ст. 119 НК РФ);
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) (ст. 120);
  • неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) (ст. 122);
  • непредставление плательщиками налогов, страховых взносов налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126).

За все указанные нарушения предусмотрена ответственность в Налоговом кодексе. Причем налоговый штраф не освобождает от привлечения нарушителя к административной ответственности, которая уточнена Федеральным законом № 250 ФЗ:

  1. нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (ст. 15.5 КоАП РФ);
  2. нарушение установленных законодательством об обязательном социальном страховании (по травматизму) порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы ФСС (ст. 15.33 КоАП РФ);
  3. нарушение установленных законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФ РФ (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Остается добавить, что привлекать к ответственности по указанным основаниям будут налоговый орган (по налоговым правонарушениям) и территориальные органы ФСС и ПФ РФ (по соответствующим административным нарушениям).

* * *

В завершение следует сказать, что дополнительный вид налогового администрирования доставит хлопот как ревизорам, так и плательщикам страховых взносов. Главное – помнить о том, что и права, и обязанности ФНС как органа контроля за уплатой страховых взносов обобщены, наряду с полномочиями по контролю за уплатой налогов и сборов, в Налоговом кодексе. Именно в нем и в принятых в соответствии с ним документах и нужно искать решение спорных вопросов по администрированию страховых взносов, за исключением взносов по травматизму, которые остаются под контролем Фонда социального страхования.  


[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ.

[2] Закон РФ от 21.03.1991 № 943 1.

[3] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125 ФЗ.

[4] Федеральный закон от 16.07.1999 № 165 ФЗ.

[5] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255 ФЗ.

[6]Федеральный закон от 29.11.2010 № 326 ФЗ.

[7] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27 ФЗ.