Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
RosCo - Consulting & audit

О новом порядке отчетности через интернет

С 25 августа 2015 г. действует новый порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде, утвержденных приказом ФНС России от 15.04.15 г. № ММВ-7-2/149@ (далее – Порядок). Новый Порядок предусматривает обновленный перечень документов, направляемых налоговыми органами налогоплательщикам в электронном виде.

Начиная с 1 января 2015 г. у налогоплательщиков, представляющих налоговую отчетность через Интернет, появилась новая обязанность. Согласно обновленной редакции п. 5.1 ст. 23 НК РФ (п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.06.13 г. № 134-ФЗ) такие налогоплательщики при получении по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) документов, используемых налоговыми органами для проведения мероприятий налогового контроля, обязаны передать квитанцию о приеме документов. Срок передачи – в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Какие санкции грозят налогоплательщику при невыполнении нового требования?

 Налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств. Однако п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ установлен перечень истребуемых электронных запросов для применения подобных действий со стороны налоговых органов. Речь идет о неисполнении обязанности по передаче квитанции в отношении следующих документов:

- требования о представлении документов;

- требования о представлении пояснений;

- уведомления о вызове в налоговый орган.

 Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств принимается налоговыми органами в течение 10 рабочих дней со дня истечения установленного срока для передачи электронной квитанции. Следовательно, фактически получается 16 рабочих дней с момента получения электронного запроса от налогового органа (6 рабочих дней отводится на передачу квитанции + 10 рабочих дней на принятие самого решения о блокировке счета).

Не стоит забывать, что такая обязанность может возникнуть и у налогоплательщиков, не являющихся плательщиками по соответствующему налогу, но представивших декларации по ТКС. Например, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, по просьбе покупателя выставил счет-фактуру с выделенной суммой НДС и соответственно вынужден был представить декларацию по НДС в электронном виде.

Следует отметить, что при получении от налоговых органов запросов о прогнозной величине налоговых поступлений и просьб подобного характера налогоплательщик может без последствий игнорировать такие электронные запросы. Благоприятная поправка для налогоплательщика внесена в п.п. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ, касающаяся ограничения сроков принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Напомним, что налоговая инспекция может приостановить операции по счетам и переводы электронных денежных средств налогоплательщика при непредставлении декларации в течение 10 рабочих дней от установленного законодательного срока (например, по налогу на прибыль срок представления декларации – 28.10.14 г., а 13.11.14 г. истекает последний срок представления декларации без блокировки счета). А конкретный период для вынесения подобного решения в НК РФ не прописан, поэтому на практике решения о блокировке счетов налоговыми органами могли выноситься и по прошествии трех лет.

С 1 января 2015 г. установлен период для вынесения такого решения – в течение трех лет с момента окончания 10 рабочих дней, следующих за сроком представления декларации.

ФНС России в письме от 27.01.15 г. № ЕД-4-15/1071 напомнила о последствиях неисполнения налогоплательщиками обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов – приостановлении операций по его счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

 Движение по счетам в банке налогоплательщика будет возобновлено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

- день передачи налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом.

Новый порядок

 С 25 августа 2015 г. введен новый Порядок направления документов налоговыми органами в электронной форме, который заменил ранее действовавший Порядок, утвержденный приказом ФНС России от 17.02.11 г. № ММВ-7-2/169@.

Настоящий Порядок разработан для проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля и предусматривает 48 различных видов документов вместо 23 документов «старого» Порядка.

Участниками информационного обмена при направлении данных документов в электронной форме по ТКС являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, операторы электронного документооборота, налоговые органы (п. 2 Порядка).

Ранее в письме ФНС России от 22.04.15 г. № ЕД-4-15/6906@ налоговые органы отмечали, что положения НК РФ не обязывают налогоплательщика направлять квитанцию в налоговый орган исключительно со стационарного рабочего места должностного лица организации. В этом случае электронную квитанцию о приеме документов из налоговой инспекции может отправить законный или уполномоченный представитель налогоплательщика. Напомним, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ), а уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, регулируемых законодательством о налогах и сборах на основании доверенности (ст. 29 НК РФ). Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что участники информационного обмена обеспечивают хранение всех отправленных и принятых документов, а также технологических электронных документов с квалифицированной электронной подписью (далее – КЭП).

Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки должны проверять поступление документов и технологических электронных документов (п. 6 Порядка). Так, большинство операторов электронного документооборота предлагают налогоплательщикам контролировать входящую корреспонденцию с помощью электронной почты или сервиса смс-уведомлений.

В обновленном Порядке указано, как определяется дата получения электронного документа. Так, датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) документа в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 10 Порядка). При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (п. 11 Порядка).

Пример

Налогоплательщик получил требование от налоговой инспекции о представлении пояснений в части убытков в налоговой отчетности по налогу на прибыль за первое полугодие 2015 г. Срок исполнения данного требования установлен 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Какую дату следует считать началом срока исполнения требования?

 Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Таким образом, пояснения нужно представить в налоговую инспекцию в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.

Предположим, что квитанция о приеме требования, подписанная электронной подписью налогоплательщика, датирована 12 октября 2015 г. Отчет срока начинается со следующего дня. Таким образом, налогоплательщик должен представить пояснения в период с 13 октября по 19 октября 2015 г. Выходные дни в подсчет сроков не включаются.

Процедура направления документа в электронной форме

 Процедура направления документа в электронной форме по ТКС описана в разделе II Порядка.

Следует отметить, что приведенный порядок корреспондирует с положениями п. 5.1 ст. 23 НК РФ.

Первоначально документ формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе. Не позднее следующего рабочего дня после регистрации документ формируется в электронной форме, подписывается КЭП, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган, и направляется по ТКС в адрес налогоплательщика (представителя налогоплательщика). При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику (представителю налогоплательщика).

Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки документа в электронной форме по ТКС должен получить от оператора электронного документооборота подтверждение даты отправки (п. 13 Порядка).

Далее при получении от налогового органа документа в электронной форме по ТКС и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует квитанцию о приеме, подписывает ее КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган.

Квитанцию о приеме налогоплательщик (представитель налогоплательщика) обязан направить налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня отправки ему документа налоговым органом.

А при наличии оснований для отказа в приеме документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает его КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган (п. 14 Порядка).

Основания для отказа в приеме налогоплательщиком электронных документов

 В п. 15 Порядка указано три таких основания:

- ошибочное направление документа налогоплательщику (представителю налогоплательщика);

- несоответствие утвержденному формату;

- отсутствие (несоответствие) КЭП налогового органа.

 И если по первому основанию вопросов не возникает (документ выслан на имя другого налогоплательщика), то в отношении последних двух оснований непонятно, как налогоплательщик технически сможет установить несоответствие документов утвержденному формату и КЭП налогового органа.

Таким образом, в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговые органы должны получить от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме документов.

В завершение отметим, что перечень электронных сервисов ФНС России содержится на официальном сайте http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/el_usl/. В указанном разделе расположены сервисы, предусматривающие электронный документооборот, например представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, личный кабинет налогоплательщика – юридического лица, подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статья актуальна на 10.11.2015