До нового отчетного периода осталась всего лишь пара недель. Сейчас страхователи поставлены перед трудной задачей: необходимо выбрать оптимальную программу для подготовки отчетности в ПФР, которая позволит правильно подготовить документы, чтобы сдать их в срок. В настоящее время рынок насыщен различными программами для подготовки отчетности, и цель этой статьи - помочь страхователю сориентироваться в этом многообразии. Мы рассмотрим наиболее важные критерии, характеризующие программу для подготовки отчетности.

Все программное обеспечение для подготовки отчетности (так называемые «набивалки») можно разделить на три группы:

  • Бесплатные программы. В основном, эти программы созданы сотрудниками территориальных отделений Пенсионного фонда. Данные программы необходимы для обеспечения выполнение закона № 212-ФЗ, гласящего, что с 2010 года все организации численностью более 100 человек обязаны предоставлять отчетность в электронном виде.
  • Локальные коммерческие программы. Самый распространенный вид программного обеспечения для формирования отчетности. Программное обеспечение устанавливается на компьютере пользователя и при необходимости обновляется через Интернет. Каждый разработчик сам определяет алгоритмы, по которым происходит обновление программы: некоторые программы предполагают перезагрузку компьютера после обновления, другие и вовсе требуют предварительного удаления старой версии, что причиняет пользователям определенные неудобства.
  • Веб-сервисы. Это самое современное направление данного вида программного обеспечения. Его особенность заключается в том, что пользователь формирует файлы отчетности онлайн, то есть в сервисе, находящемся на сервере разработчика. На данный момент известно два подобных решения: сервис «Контур-Отчет ПФ» производства компании «СКБ-Контур» и эксплуатирующийся в тестовом режиме сервис «Бухсофт.РУ онлайн» - разработка компании «БухСофт».

Прошедший в апреле 2010 года отчетный период на некоторое время превратил все программы и сервисы для формирования отчетности в тестовые площадки, стал для них своеобразной проверкой на прочность. Даже эксперты не могли предугадать, как нововведения повлияют на процент принятых ПФР отчетов. Во многих программах были выявлены серьезные проблемы, другие подтвердили свою репутацию высококачественных продуктов. В статье будут проанализированы преимущества и недостатки наиболее популярных программ для подготовки отчетности. Перед вами основные критерии, на которые мы рекомендуем обратить внимание при выборе программы или сервиса:

Целевая аудитория

При выборе программы необходимо выяснить, для кого она предназначена (малый бизнес, средний бизнес, крупные организации), ведь от этого напрямую зависят ее возможности и удобство для конкретного пользователя. Очень важно, чтобы в сервисе для формирования отчетности были качественно реализованы все нужные страхователю формы.

Рассмотрим современные предложения рынка:

  • «1С налогоплательщик» - реализованы все необходимые формы отчетности, кроме АДВ 10, СЗВ-1, СЗВ-3, ДСВ-1, ДСВ-3;
  • «СБИС++»- реализованы все необходимые формы отчетности, кроме ДСВ-1, ДСВ-3;
  • «Служба налогоплательщика»- реализованы все необходимые формы отчетности, кроме АДВ-10, СЗВ-1, СЗВ-3;
  • «Партнер Персонифицированный учет»- реализованы все необходимые формы отчетности, кроме АДВ-10, СЗВ-1, СЗВ-3, СЗВ-К;
  • Веб-сервис «Бухсофт.РУ онлайн» - находится в режиме пробной эксплуатации (в тестовом режиме доступны формы РСВ-1 и РВ-3);
  • Веб-сервис «Контур-Отчет ПФ»- реализованы все необходимые формы отчетности, кроме СЗВ-К, РСВ-2.

Актуальность форм

Известно, что в 2010 году порядок предоставления отчетности в Пенсионный фонд существенно изменился, в том числе, появились новые формы. Разработка этих форм представляет собой непрерывный процесс, но отчетность принимают в соответствии с последними изменениями. В связи с этим одна из главных задач разработчиков программного обеспечения - это быстрая адаптация программ к новым условиям. Итоги апрельской отчетности показали, что многие пользователи локальных программ не успели сдать отчетность вовремя, потому что процесс обновлений был недостаточно отлажен: изменения в законодательстве находили слишком медленное отражение в программах. Кроме того, проблемы подстерегали пользователей и в процессе обновления – страхователям приходилось тратить время на поиск обновленной версии и ее установку. Часто при использовании бесплатной программы для подготовки отчетности, приходилось сперва полностью удалять программу, а потом устанавливать ее заново, что приводило к потере данные. В этом отношении пользователи веб-сервисов имеют ряд преимуществ: они избавлены от поиска и установки новой версии, обновление сервиса проходит для них полностью незаметно.

Рассмотрим современные предложения рынка:

  • «1С налогоплательщик», «СБИС++» - реализована возможность автоматического обновления при необходимости;
  • «Служба налогоплательщика», «Партнер Персонифицированный учет» - необходимо обновлять вручную.
  • Веб-сервис «Контур-Отчет ПФ»- обновление происходит незаметно для пользователя.

Уверенность в производителе и гарантии безопасности системы

Электронные формы должны соответствовать утвержденному ПФР формату, поэтому наиболее безопасно выбирать продукты крупных производителей, специализирующихся в данной отрасли Существенно облегчает сдачу отчетности наличие первичной проверки ( CheckXML) и контроля ввода данных, это реализовано практически во всех крупных современных программах .

Если для подготовки отчетности вы выбираете веб-решение, убедитесь, что в сервисе выполняются требования закона о персональных данных. Невыполнение этих требований квалифицируется как разглашение информации с ограниченным доступом и является серьезным административным правонарушением.

Чтобы избежать этого, проследите, насколько выбранный сервис соответствует следующим признакам:

  • Поставщик сервиса зарегистрирован как оператор персональных данных;
  • Данные защищены сертифицированным средством шифрования;
  • Система квалифицирована и аттестована .

Помните, что защищенный веб-сервис обычно не скрывает эту информацию. Так, на сайте сервиса «Контур –Отчет ПФ» присутствует информация об использовании средства криптографической защиты «КриптоПро», на сайте http://pd.rsoc.ru уполномоченного федерального органа исполнительной власти можно найти запись о регистрации поставщика сервиса в качестве оператора персональных данных. О сервисе «Бухсофт.РУ онлайн» такой информации пока нет.

Служба технической поддержки

В условиях дефицита времени, традиционно возникающего в каждый отчетный период, страхователю важно вовремя получать ответы на возникающие вопросы. Хорошо, если есть возможность обратиться к более опытному коллеге, но что делать, если пришлось столкнуться с нововведением, каким стало, к примеру, появление формы РСВ-1 в апреле 2010 года. Тут вам поможет развитая служба технической поддержки производителя программного обеспечения. Естественно, что производители бесплатных программ не имеют материальных ресурсов для обеспечения качественной технической поддержки пользователей, ведь современный Call –центр нуждается в помещении, большом количестве высокопрофессиональных сотрудников и развитых технических системах обмена информацией. Реализовать это так, чтобы удовлетворить запросы требовательного пользователя, довольно трудно: необходимо обеспечить высокий уровень подготовки операторов и снизить время ожидания для абонента. К сожалению, впечатление о работе службы поддержки того или иного программного продукта можно составить только на основе собственного опыта или отзывах коллег. Чтобы не оказаться без нужной информации в период отчетности, перед окончательным выбором программного обеспечения просмотрите темы о работе службы технической поддержки. специализированных форумов для бухгалтеров.

Цена вопроса

На рынке электронной отчетности представлены программы в разных ценовых категориях. При выборе важно обратить внимание, из чего складывается стоимость продукта и какой набор услуг можно получить за эти деньги. Крупные разработчики обычно указывают цены на свою продукцию, однако не всегда можно сразу понять, сколько придется заплатить в итоге.

Так, работа в программе «1С Налогоплательщик» обойдется страхователю примерно в 1700 рублей; ценовой ряд на услуги в программе СБИС ++ начинается от 2000 рублей; годовая стоимость лицензии и абонентского обслуживания в сервиса «Контур – Отчет ПФ» варьируется от 1000 до 2500 рублей; стоимость программных продуктов, лицензии программы «Партнер Персональный учет» колеблется от 1800 до 6300 рублей. Обычно цена программы зависит от тарифного плана, необходимого количества лицензий, числа сотрудников, а также того, покупается ли программа для подготовки отчетности в комплекте с программой для ее отправки.

Свою цену имеют и бесплатные программы, используя их, пользователю необходимо самостоятельно разбираться во многих нюансах бухгалтерской отчетности.

Идеального программного обеспечения не существует, в каждом можно обнаружить свои недостатки. Мы рекомендуем взвешенно подходить к выбору программного решения, руководствуясь критерием разумного оптимума: необходимо понять, что подходит индивидуальным потребностям вашей организации, какими преимуществами можно пожертвовать за какую цену. Причем совсем не обязательно эта цена будет выражена в денежных единицах, это может быть и время, и спокойствие страхователя, сдающего отчетность.