Учет продажи товаров в розничной торговле зависит от того, какие учетные цены на товары применяются: покупные или продажные.

Если товары в розничной организации учитываются по покупным ценам при организации учета по количественно - стоимостной схеме, то валовая прибыль от продажи товаров выявляется автоматически как кредитовое сальдо счета 90 «Продажи» в результате записей по отражению в учете реализации и списанию реализованных товаров. То есть схема точно такая же, как в оптовой торговле. В бухгалтерском учете это отражается следующим образом:

В учете операции по реализации отражаются следующим образом:

Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
50
90-1
Отражена выручка от продажи товаров
90-3
68
Начислен НДС
90-2
41-2
Списана себестоимость реализованных товаров

Те же организации розничной торговли, которые ведут учет товаров по продажным ценам, определяют в бухгалтерском учете финансовый результат совершенно другим способом. Так как в учете товар числится по цене, которую платит за его приобретение покупатель, то фактически списание товара на счет 90 «Продажи» производится по продажной цене. Иначе говоря, выручка, поступившая от покупателей, будет равняться сумме, списанной с кредита счета 41-2 «Товары в розничной торговле» в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж». Однако для того чтобы определить финансовый результат нужно списать не продажную стоимость товара, а разницу между розничной ценой и ценой приобретения, то есть сторнировать сумму торговой наценки, отраженной по счету 42 «Торговая наценка».

Согласно Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета:

«Сумма скидки (накидки) на остаток непроданных товаров в организациях, осуществляющих розничную торговлю, может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 «Торговая наценка» (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам)».

Иначе говоря, Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета фактически закрепляет процентный метод определения величины торговой наценки, приходящейся на остаток товаров на складе, согласно которому процент рассчитывается по формуле:

П = (ТН н + ТНп – ТНв) / (Т + Ок) х 100, где:

ТНн – торговая наценка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка» на начало отчетного периода);

ТН п - торговая наценка на товары, поступившие в течение отчетного периода;

ТН в – торговая наценка на выбывшие товары (оборот по дебету счета 42 «Торговая наценка»);

Т – товарооборот за отчетный период;

Ок – остаток товаров на складе (сальдо счета 41 «Товары» на конец отчетного периода).

После операции сторнирования суммы торговой наценки, относящейся к реализованным товарам на счете 90 «Продажи» образуется кредитовое сальдо, представляющее собой валовый доход от реализации товаров. В бухгалтерском учете организации, ведущей учет по продажным ценам, для отражения операций по продаже товаров используются следующие записи:

Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
50
90-1
Отражена выручка от продажи товаров
90-2
41-2
Списана себестоимость товаров по продажным ценам
90-2
42
СТОРНО!
Отражена сумма торговой наценки, относящаяся к проданным товарам
90-3
68
Начислен НДС
90-2
44
90-9
99
Определен финансовый результат от продажи товаров

Пример 1.

Организация «Б» торгует в розницу посудой из стекла, фарфора и фаянса, учет товаров ведется в продажных ценах.

Предположим, что на начало месяца в бухгалтерском учете организации «Б» числились остатки:

По счету 41-2 «Товары в розничной торговле» в сумме 80 000 рублей;

По счету 42 «Торговая наценка» – 15 514 рублей;

За отчетный период в магазин поступило товаров на сумму 120 000 рублей, наценка по которым составила 27 692 рубля.

Сумма выручки от продажи товаров за отчетный период составила 165 000 рублей.

Выбывших товаров за отчетный период у организации не было.

Остаток товаров на складе на конец отчетного периода составил 35 000 рублей.

В соответствии с процентным методом определения величины торговой наценки, приходящейся на остаток товаров:

П = (15 514 рублей + 27 692 рубля) / (165 000 рублей + 35 000 рублей) х 100%= 21,6%.

Тогда сумма наценки, приходящаяся на остаток товаров на складе, составит:

35 000 рублей х 21,6% = 7 560 рублей.

Сумма наценки, приходящаяся на реализованные товары, составит (15 514 рублей + 27 692 рубля – 7 560 рублей) = 35 646 рублей.

Окончание примера.

Обратите внимание!

При осуществлении торговых операций глава 25 НК РФ, а именно статья 268 НК РФ, предусматривает только четыре возможных метода списания стоимости приобретения реализованных товаров в расходы: метод ФИФО, метод ЛИФО, метод средней стоимости и метод по стоимости единицы. Как видим, среди перечисленных, нет методов, которые допускается использовать в бухгалтерском учете для определения себестоимости реализованных товаров в условиях продажных цен. Из этого следует, что организации торговли, ведущие учет по продажным ценам обязаны вести «двойной» учет товаров, с тем, чтобы в дальнейшем можно было списывать товары допускаемым методом списания покупной стоимости товаров в налоговом учете.

Хотя, думается, что это не совсем верно. Ведь что собой представляет расчет среднего процента наценки на остаток товаров?

Рассчитывая эту величину в бухгалтерском учете, мы, по сути, получаем не что иное, как усредненный расчет себестоимости остатка товаров на складе. Следовательно, и себестоимость реализованных товаров, также будет средней.

Этот расчет практически совпадает с методом определения себестоимости реализованных товаров по средней стоимости.

Но это только рассуждения и логика, налоговый же учет такого метода списания не предусматривает. То есть пока этот вопрос в целях налогообложения остается открытым и требует доработки. Но, согласитесь, что списывать товары в условиях продажных цен в налоговом учете методами, предусмотренными налоговым учетом, вообще затруднительно.

Можно, конечно посоветовать розничным организациям, ведущим учет товаров по продажным ценам, закрепить такой порядок списания стоимости товаров в целях налогового учета в учетной политике организации для целей налогообложения. Однако, повторяем, действующее налоговое законодательство не содержит подобного метода, поэтому налоговый орган может и не принять данный порядок списания.

Обратите внимание!

Если субъект хозяйственной деятельности, торгующий изделиями из стекла, фарфора или фаянса в розницу, осуществляет свою деятельность на территории, где введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, то он в обязательном порядке переводится на уплату ЕНВД. Это вытекает из норм главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ. Правда в обязательном порядке используют указанный специальный налоговый режим только те субъекты, у которых площадь торгового зала не превышает 150 метров квадратных.

Подробно с вопросами применения системы налогообложения в виде ЕНВД Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Единый налог на вмененный доход».

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского учета и налогообложения в производственных организациях, осуществляющих деятельность по производству стекла, изделий из фарфора и фаянса, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Производство и торговля в стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности».