Источник: ООО "Небо"
Новые правила работы и регистрации ККТ, переход на ФФД 1.2, запрет на отправку УПД через систему «Честный ЗНАК», а также приближение крайних сроков по маркированным товарам – это лишь малая часть запланированных законодателями изменений. Рассказываем, как малому и среднему бизнесу подготовиться к предстоящим переменам.
Обязательная маркировка: обзор основных сроков
В 2022 году закон о маркировке вступит в силу в отношении нескольких товарных категорий:
-
с 1 марта – велосипеды и рамы для них, упакованная газированная вода (питьевая, с сахаром, с подсластителями и ароматизаторами);
-
с 1 декабря – молочная продукция от фермеров.
Кроме этого, в 2022 году в розничной торговле нужно фиксировать через кассу продажу упакованной молочной продукции:
-
с 20 января – мороженое, сыры со сроком годности до 40 суток;
-
с 31 марта – всю остальную молочную продукцию со сроком годности до 40 дней;
-
с 1 июня – молочную продукцию со сроком хранения более 40 дней, а также с неопределенным сроком годности, зависящем от температурного режима. Пример такой продукции – сливочное масло. При температуре –14 °С его можно хранить несколько месяцев, а при +5 °С – не более 2-5 недель (зависит от технологии производства).
Для минеральной, природной, купажированной, питьевой или газированной воды сроки другие:
-
с 1 сентября нужно сканировать маркировку на кассе;
-
с 1 ноября подтверждать получение товара через «Честный ЗНАК».
Маркированные товары и ЭДО
Уже с 1 января 2022 года все участники оборота маркированных товаров должны передавать УПД исключительно через оператора ЭДО. До этого момента сообщения о переходе права собственности можно было отправлять и через личный кабинет портала «Честный ЗНАК».
Пока что новое правило касается лишь некоторых товарных групп: обувь, одежда, текстильная продукция, автомобильные шины, фототехника, парфюмерная и табачная продукция. Но уже в ближайшем будущем бизнес ждет переход на ЭДО при реализации воды, пива, других маркированных товаров.
С 1 марта 2022 года заработает новый реестр операторов ЭДО: ознакомиться с ним можно будет на сайте налоговой службы. Сервис позволит бизнесу самостоятельно отслеживать статус оператора (действует, приостановлена его реестровая запись или вовсе исключена из списка), а также получать актуальную информацию – контактные данные, в т.ч. службы поддержки, список оказываемых услуг, ИНН, КПП и пр.
Как передавать сведения о маркированных товарах?
Разберем на примере, как следует работать рознице с маркированными товарами. Допустим, ИП Иванов в своем магазине продает йогурт в стаканчиках. Чтобы не нарушать законодательство в сфере обязательной маркировки, предприниматель должен:
-
Зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе». Для этого потребуется квалифицированная электронная подпись: оформить её можно бесплатно в подразделениях налоговой службы.
-
Подготовить оборудование: понадобится 2D-сканер (только эти устройства умеют считывать коды в формате Data Matrix), а также касса с правильной прошивкой.
-
С 31 марта все йогурты со сроком хранения до 40 дней нужно будет сканировать на кассе. Это требование относится только к маркировке упакованной «молочки».
-
До 1 сентября заключить договор с оператором ЭДО, чтобы подтверждать в электронной форме факт принятия товара от поставщика. Маркированные накладные в бумажном формате не используются.
Остановимся подробнее на ККТ. Для работы с маркировкой нужна касса:
-
С фискальным накопителем ФН-М: он бывает на 15 или на 36 месяцев. Накопители ФН для ФФД 1.2 не подходят.
-
С прошивкой под ФФД 1.2 – наличие обновления можно уточнить у производителя кассового оборудования.
-
С кассовой программой, способной работать с ФФД 1.2.
Если у вас накопитель ФН, зарегистрированный до 6 августа 2021 года, можно использовать его до окончания срока действия. После этого следует купить накопитель ФН-М и перепрошить кассу на ФФД 1.2.
Владельцы ФН-М, зарегистрированного до 6 августа 2021 года, могут проверить свое кассовое оборудование в реестре ФНС. В документе перечислены вся ККТ, которую можно использовать с новым форматом фискальных документов:
-
столбец В – наименование модели;
-
столбец Н – поддерживает или нет ФФД 1.2;
-
столбец Т – дата постановления ФНС о включении ККТ в реестр.
Если вы не нашли свою кассу в реестре, то можете работать без обновления, пока модель не добавят в список. После этого технику нужно будет перепрошить.
Штрафы за нарушение правил маркировки
Участники розничного оборота, не зарегистрированные в «Честном ЗНАКе», а также предоставившие неполные, либо недостоверные сведения о маркированных товаров несут административную ответственность (ст. 15.12 КоАП РФ):
-
для юридических лиц: штраф в размере от 50 до 300 тыс. руб. с конфискацией немаркированных и неправильно маркированных товаров;
-
для ИП и должностных лиц: предупреждение либо штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. с конфискацией немаркированных и неправильно маркированных товаров.
В некоторых случаях возможна и уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ: штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы на срок от 3 до 6 лет (если нарушения выявлены в крупных и особо крупных размерах).
Компенсация затрат на использование системы быстрых платежей (СБП)
Государство продлило программу субсидирования затрат на обслуживание безналичных расчетов до 1 июля 2022 года. Получить возмещение смогут ИП и юридические лица, если:
-
они числились в реестре МСП по состоянию на 10-е число месяца, за который планируют вернуть деньги;
-
оплату от физических лиц через СБП получали в период с 1 июля по 31 декабря 2021 года.
Закон не ограничивает сумму: предприниматели получат возмещение всех затрат на комиссию системы в полном объеме. При этом бизнесу не придется подавать заявки или оформлять какие-либо документы: все операции банки выполнят в автоматическом режиме. Алгоритм действий такой:
-
банк передаст сведения о комиссиях в Минэкономразвития в течение первых 7 рабочих дней месяца;
-
Министерство проверит сведения и, если они верны, одобрит субсидию – на это у ведомства есть 20 рабочих дней;
-
банк с полученных денег возместит затраты своим клиентам в течение 5-10 рабочих дней.
Деньги для выплаты компенсаций направят только тем банкам, что прошли отбор и заключили с Минэкономразвития специальное соглашение. Уточнить эту информацию можно в службе поддержки вашего банка.
Изменения, связанные с ККТ
С 1 марта 2022 года отменят плановые проверки и оставят только внеплановые: теперь заранее оповещать бизнес о проверках онлайн-касс и полноты учета выручки не будут. Кроме этого, налоговая сможет проводить проверки как по месту установки ККТ, так и по месту нахождения налогоплательщика, в том числе в жилых помещениях.
Еще одно мартовское обновление – новый порядок ведения кабинета ККТ. В документе прописали:
-
порядок доступа ИП и юридических лиц к кабинету;
-
перечень документов, которые в кабинете может размещать ФНС;
-
список документов, которые предприниматели могут отправлять через кабинет;
-
сроки обмена информацией между ФНС и бизнесом.
Также с 1 марта 2022 года вводятся новые формы заявлений о регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ. В частности, нужно будет указать, используется ли техника при реализации маркированных товаров. В приказе ФНС помимо новых форм заявлений, содержатся и новые формы карточек регистрации ККТ и снятия её с учета.
Оформление кассового чека с кодом маркировки
С 20 апреля 2022 года некоторые бизнесмены должны будут указывать код маркировки в кассовых чеках. Это требование коснется ИП и юридических лиц, если они:
-
продают товары через вендинговые автоматы;
-
реализуют товары дистанционно или по образцам;
-
доставляют товары через постаматы, почту или курьерские службы.