Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости

Квалифицированная электронная подпись

08.10.2019 Печать Email

Квалифицированная электронная подпись – это электронная подпись, которая подтверждает личность отправителя, гарантирует неизменность отправленного документа, заменяет собственноручную подпись и печать. Степень защиты квалифицированной электронной подписи  является высокой.

Квалифицированная электронная подпись  создается на основе криптографического преобразования.

Cфера применения квалифицированной электронной подписи - удаленное заключение договоров, сдача отчетности, электронный документооборот с госструктурами и контрагентами. С помощью квалифицированной электронной подписи можно получить доступ к информационным государственным системам и пользоваться государственными услугами удаленно.

Виды электронных подписей

Видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись.

Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (квалифицированная электронная подпись) (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 63 – ФЗ «Об электронной подписи»).

Квалифицированная (усиленная) электронная подпись – это электронная подпись, обладающая дополнительными признаками защищённости: ключом проверки и подтверждёнными средствами электронной подписи (п. 4 ст. 5 Федерального закона № 63 – ФЗ «Об электронной подписи»).

Отметим, что усиленная квалифицированная электронная подпись - это самый регламентированный государством вид подписи.

Юридический статус усиленной квалифицированной электронной подписи

Усиленная квалифицированная электронная подпись - это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий.  

Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, который подписан собственноручно.

Если организации ведут электронный документооборот, то подписывая документы усиленной квалифицированной электронной подписью,  их юридическая сила признается автоматически согласно Федеральному закону № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

Способ создания усиленной квалифицированной электронной подписи

Усиленная квалифицированная электронная подпись создается с привлечением криптографических средств, подтвержденных компетентными органами, а именно ФСБ РФ.

Гарантом подлинности в данном случае выступает специальный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром.

Где можно получить усиленную квалифицированную электронную подпись

Для получения квалифицированной электронной подписи необходимо обратиться в любой аккредитованный удостоверяющий центр.

Где используется усиленная квалифицированная электронная подпись

Квалифицированная электронная подпись  нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.

В настоящее время насчитывается более пятидесяти сфер, где применяется квалифицированная электронная подпись.

Наличие квалифицированной электронной подписи является обязательным условием для работы с:

  • Порталами Госуслуг. Получать услуги в электронном виде могут юридические организации и физические лица. При этом авторизоваться на сайте государственных услуг можно с помощью электронной подписи.

Самые востребованные и популярные услуги на сайте:

  • подача запросов в федеральные органы исполнительной власти;

  • представление налоговой декларации в налоговые органы;

  • оплата штрафов в ГИБДД;

  • оформление и покупка полиса ОСАГО;

  • оформление загранпаспорта;

  • подача документов в вуз;

  • другие услуги.

  • Системой межведомственного электронного взаимодействия. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – это информационная система, с помощью которой федеральные, региональные и местные органы власти обмениваются данными для оказания госуслуг гражданам и организациям. Получить доступ к  СМЭВ могут только органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их подведомственные организации, которые оказывают государственные и муниципальные услуги (администрации, министерства, службы и т.д.). Удостоверяющие центры выпускают сертификаты для работы с этой информационной системой – квалифицированный «СМЭВ»;

Также квалифицированная электронная подпись используется для:

  • сдачи отчетности в налоговые органы;

  • отправки банковских и иных документов через Интернет;

  • исполнения государственных и муниципальных функций;

  • совершении иных юридически значимых действий.

Квалифицированная электронная подпись и участие в электронных торгах

Электронная подпись нужна для работы на электронных торговых площадках и заказчикам, и поставщикам.

Именно подпись придает юридическую силу всем операциям на электронных торговых площадках и контрактам, которые заключают между собой контрагенты.

Требования к виду электронной подписи зависят от конкретной площадки.  

Для шести федеральных электронных торговых площадках госзакупок вид электронной подписи закреплен в специальном регламенте, и ни одна электронных торговых площадках не имеет право их поменять.  

Квалифицированная подпись потребуется, чтобы участвовать:

  • в торгах по реализации имущества банкротов;

  • в закупках по Федеральным законам 44 - ФЗ и 223-ФЗ в качестве заказчика и поставщика;

  • в торгах коммерческих компаний.  

Внутренний и внешний электронный документооборот и квалифицированная электронная подпись

Юридические организации и физические лица могут заверять любые документы с помощью квалифицированной электронной подписи.

Отметим, что квалифицированная электронная подпись придает документам юридическую силу.

Во внутреннем документообороте квалифицированная электронная подпись используется для того, чтобы визировать и утверждать электронные документы.

Например, генеральный директор подписывает с помощью квалифицированной электронной подписи распоряжения, приказы, договоры с поставщиками и покупателями. Это означает, что подписанный документ утвержден и подлежит исполнению.

Крупные компании, у которых формируется огромное количество внутренних и внешних документов,  осуществляют интеграцию системы электронного документооборота со своей бухгалтерской программой. Это помогает организации избавиться от необходимости дублировать на бумаге все документы, в том числе договоры с контрагентами, бухгалтерские первичные документы, и т.д.

Документы, которые подписаны с помощью квалифицированной электронной подписи, можно хранить в электронном архиве, использовать в  арбитражном суде в качестве доказательства правомерности тех или иных действий.

Квалифицированная электронная подпись и взаимодействие с налоговыми органами и внебюджетными фондами

Для некоторых организаций и предпринимателей квалифицированная электронная подпись необходима для возможности сдачи отчетности в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.

Так, например, документы в электронном виде обязаны сдавать:

  • плательщики НДС;

  • компании, численность сотрудников которых превышает 100 человек;

  • фирмы с численностью персонала более 25 человек, когда речь идет об отчетности в ПФР и ФСС.

Квалифицированная электронная подпись требуется всем предпринимателям, которые по закону обязаны использовать онлайн-кассы.

Без квалифицированной электронной подписи невозможно зарегистрировать ККТ в налоговой инспекции и оформить договор с компанией-оператором фискальных данных.




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Квалифицированная электронная подпись: подробности для бухгалтера
  • Применение ЭЦП и факсимиле при подписании кадровых документов
    ... сторонами трудовых отношений. Усиленная квалифицированная электронная подпись может использоваться учреждением спорта ... спорта могут использоваться: усиленная квалифицированная электронная подпись; усиленная неквалифицированная электронная подпись, ... информационной системы работодателя Усиленная квалифицированная электронная подпись может использоваться работником для ... работу) могут использоваться: усиленная квалифицированная электронная подпись; усиленная неквалифицированная электронная подпись, ...
  • Зачем самозанятому электронная цифровая подпись
    ... и условиях его применения. Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) имеет самый большой набор ... документооборота. Аналогом собственноручной подписи является квалифицированная электронная подпись. Имея КЭП, самозанятому не нужно ... закупках на электронных торговых площадках. Квалифицированная электронная подпись позволяет самозанятому заключать договоры, составлять ...
  • Подписан закон о регулировании дистанционной (удаленной) работы
    ... .3 ТК РФ): усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя; усиленная квалифицированная электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная ... установлено, что усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя и усиленная квалифицированная электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная ...
  • Электронная цифровая подпись в 2023 году
    ... высокий уровень безопасности, — это усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Она нужна, если требуется ... номером телефона. Как оформить усиленную квалифицированную электронную подпись в 2023 году Получить такую ...
  • Квалифицированная электронная подпись: где получить и как применить?
    Спортивная школа дзюдо (учредитель – администрация муниципального района) интересуется, кто и в каких удостоверяющих центрах получает квалификационную электронную подпись (далее – КЭП) в 2022 году? В каких случаях ее использования требует закон или правовой акт? Ответы на эти вопросы приведены далее. Спортивная школа дзюдо (учредитель – администрация муниципального района) интересуется, кто и в каких удостоверяющих центрах получает квалификационную электронную подпись (далее – КЭП) в 2022 году ...
  • Как по закону внедрить ЭДО и применять электронную подпись для сотрудников?
    ... документов работодатель может использовать усиленную квалифицированную электронную подпись или усиленную неквалифицированную электронную подпись ... документов работодателям рекомендуется использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а со стороны работника может ...
  • Электронный документооборот с сотрудниками: какая нужна подпись (ЭЦП)
    ... , усиленная неквалифицированная электронная подпись, усиленная квалифицированная электронная подпись. Обоснование вывода: Как следует из ...
  • Особенности перехода на электронный документооборот
    ... или соискателя уже имеется усиленная квалифицированная электронная подпись, то они вправе ее использовать ...
  • Электронный документооборот в трудовых отношениях: что же изменится
    ... », в рамках которой применяются усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя и простая электронная подпись ... подписания электронных документов потребуются усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), усиленная неквалифицированная электронная подпись ...
  • Как уволить работника, перешедшего на удаленку, если он не может выполнять обязанности в полном объеме
    ... электронными документами используются усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя и усиленная квалифицированная электронная подпись или усиленная неквалифицированная ...
  • Как оформить документы с удаленными сотрудниками, чтобы не попасть на штрафы
    ... с удаленщиками подходила только усиленная квалифицированная электронная подпись. Теперь процедуру упростили и добавили ... работодателю всё еще понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, а работнику — усиленная квалифицированная или ...
  • Дистанционная работа с 2021 г.
    ... четкие правила: работодатель использует квалифицированную электронную подпись; работник или квалифицированную электронную подпись, или усиленную неквалифицированную электронную ...
  • Электронная первичка: как учесть?
    ... ст. 6 Закона 63-ФЗ). Квалифицированная электронная подпись не нуждается в такой проверке ...
  • Представление операторами связи статистической отчетности
    ... электронном виде обязательно использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. К сведению Инструкции по установке ...
  • Кадровый электронный документооборот в программах «1С»: Возможности сервиса «1С:Кабинет сотрудника»
    ... следующие: Работодатель использует свою Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), которую можно получить в ...

Отключить мобильную версию