Автор: М. О. Денисова

Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение" № 5/2017

Собственники помещений в МКД запросили у УК оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, банковские выписки и платежные поручения за год. Баланс за 2016 год раскрыт в соответствии с установленным стандартом. Обязана ли УК предоставить запрашиваемые документы собственникам? Почему данные о доходах и расходах по управлению МКД следует отразить в бухгалтерской отчетности? Могут ли собственники помещений в МКД и органы ГЖН проверять достоверность бухгалтерской отчетности и данных о доходах и расходах по управлению МКД?

О составе информации, подлежащей раскрытию.

В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ УК должна обеспечить свободный доступ к информации:

  • об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности;
  • об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  • о порядке и условиях их оказания и выполнения, их стоимости, ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

Доступ к этой информации организуется в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

Контроль за соблюдением данного стандарта возложен на органы ГЖН. Важно, что соблюдение требований к раскрытию информации на основании указанного стандарта является одним из лицензионных требований к УК (см. п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).

В соответствии с пп. «а» п. 3 Стандарта раскрытия информации УК отражает информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая:

  • сведения о годовой бухгалтерской отчетности;
  • бухгалтерский баланс и приложения к нему;
  • сведения о доходах, полученных от оказания услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов);
  • сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов).

В соответствии с п. 8 Стандарта раскрытия информации раскрытие УК информации осуществляется по формам, утвержденным Минстроем (см. Приказ от 22.12.2014 № 882/пр). Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, пре­дусмотренных п. 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в МКД правомочий собственников в полном объеме. В форме 1.2 раскрываются следующие сведения:

  • к ней прилагается сканированная копия годовой бухгалтерской отчетности в электронной форме;
  • в нее вписываются числовые показатели (сумма доходов по управлению МКД, сумма соответствующих расходов, сумма задолженности УК перед РСО суммарно и по видам ресурсов).

Считается, что этой информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности достаточно для реализации собственниками помещений в МКД их полномочий.

Ни в самом Стандарте раскрытия информации, ни в формах, утвержденных Минстроем, нет обязанности УК предоставлять собственникам помещений бухгалтерские регистры, платежные поручения, банковские выписки. На этом можно было бы закончить, выдав письменный отказ в предоставлении документов, не преду­смотренных действующим законодательством.

О включении сведений в бухгалтерскую отчетность.

Однако обратим особое внимание на то, что доходы, расходы и кредиторская задолженность организации – это объекты бухгалтерского учета (ст. 5 Закона о бухгалтерском учете[1]). Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1). Первичными документами оформляются факты хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9), а в регистрах бухгалтерского учета своевременно регистрируются и накапливаются данные, содержащиеся в первичных учетных документах (п. 1 ст. 10). И уже на основе сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами, составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 1 ст. 13).

Основными показателями деятельности организации являются показатели о финансовом положении (активах и пассивах) и финансовых результатах (доходах и расходах). Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

Как указано в п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Поскольку Стандартом раскрытия информации предусмотрено, что для осуществления полномочий собственникам помещений в МКД должны быть предоставлены сведения, в частности, перечисленные в пп. «а» п. 3 данного стандарта, эти же сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности следует привести в бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной и полной (п. 6 ПБУ 4/99, п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете), а информация, содержащаяся в ней, – нейтральной (п. 7 ПБУ 4/99). Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценку пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

На основании изложенного выше считаем, что эталоном раскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации является предоставление свободного доступа к ее бухгалтерской отчетности, в пояснениях к которой следует детализировать данные о доходах и расходах, связанных с оказанием услуг по управлению МКД, а также о кредиторской задолженности за приобретенные коммунальные ресурсы (иные услуги).

Следовательно, организация не обязана афишировать бухгалтерские регистры (оборотно-сальдовые ведомости) и первичные документы (банковские выписки и платежные поручения), поскольку сами по себе таковые не дают представления ни о финансовом положении компании, ни о ее доходах и расходах. И только на основе этих документов, систематизированных определенным образом, составляется бухгалтерская отчетность, а также проверяется ее достоверность.

Могут ли собственники проверять достоверность бухгалтерской отчетности?

Запрашивая у УК бухгалтерские регистры и первичные документы, собственники помещений фактически стремятся убедиться в достоверности бухгалтерской отчетности, иных раскрытых сведений. Однако таких полномочий они не имеют.

Независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в рамках аудита, целью которого является выражение мнения о достоверности такой отчетности. При этом аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Ответственность за достоверность бухгалтерской отчетности несет должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Штраф за искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %, а также за отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета установлен ст. 15.11 КоАП РФ. Полномочиями по составлению протоколов наделены налоговые органы. Одновременно в Письме Минфина РФ от 20.02.2017 № 03-02-08/9641 отмечено, что Законом о бухгалтерском учете не предусмотрено осуществление налоговыми органами и иными государственными органами функций по контролю (надзору) за соблюдением экономическими субъектами единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных федеральным законом.

Ответственность за раскрытие недостоверной информации.

Вместе с тем заинтересованные пользователи (собственники квартир дома) могут усомниться в достоверности раскрытых организацией данных. В этом случае с их стороны возможны обращения в органы ГЖН с просьбой провести проверку соблюдения компанией требований о раскрытии информации в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

О том, что поступление в орган ГЖН в установленном порядке от гражданина или организации соответствующего заявления (жалобы, обращения), в котором ставится вопрос о недостоверности размещенной информации, является основанием для проведения проверки, сообщалось в Письме Минстроя РФ от 24.02.2015 № 4745-АЧ/04.

В рамках такой проверки должностные лица органов ГЖН вправе запрашивать необходимые документы, поэтому УК должна быть готова дать соответствующие пояснения проверяющим и подтвердить их документами, в частности, бухгалтерскими регистрами и «первичкой». В случае обнаружения факта недостоверности раскрытой информации (в том числе в части доходов и расходов, связанных с управлением МКД) организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных требований (максимальный штраф для юридических лиц – 300 000 руб.) на основании ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. При этом полномочий непосредственно по проверке достоверности бухгалтерской отчетности УК органы ГЖН не имеют.

* * *

Обязанность УК предоставить собственникам помещений первичные учетные документы и бухгалтерские регистры не предусмотрена действующим законодательством. Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, которая должна быть предоставлена собственникам помещений в МКД, содержится в бухгалтерской отчетности, а также в нескольких показателях (доходы и расходы по управлению всеми домами, «кредиторка» перед РСО). Поскольку собственники помещений являются пользователями бухгалтерской отчетности, названные показатели следует включить в ее состав. Проверять достоверность непосредственно отчетности ни собственники помещений в МКД, ни органы ГЖН не уполномочены. Однако последние вправе проверить достоверность информации, подлежащей обязательному отражению (соответствие раскрытой копии бухгалтерской отчетности документу, утвержденному в установленном порядке, а также соответствие действительности данных о доходах, расходах по управлению МКД, кредиторской задолженности УК перед РСО). 


[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».