А. И. Ильина, юрист компании «Арбитражные споры»

Опубликовано в журнале «Учет в производстве» № 11, ноябрь 2010 г.

В сфере контроля за производством, оборотом и использованием этилового спирта утвержден ряд нормативных актов. Например, определен новый порядок заполнения деклараций…

Установите средства измерения на оборудование

Законодательством определено, что основное техоборудование предприятий, которые занимаются производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должно оснащаться автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции. А также средствами измерения и учета объема готовой продукции.

Порядок оснащения оборудования средствами измерения

Приказом Росалкогольрегулирования от 2 июля 2010 г. № 46н определены правила для установки на техоборудование средств измерения (нормативный акт зарегистрирован Минюстом 23 августа). Согласно принятому документу оборудование должно оснащаться ими в местах, где обеспечены:

– возможность и достоверность измерения и учета требуемых показателей;

– возможность прекращения подачи этилового спирта и продукции в случае остановки средства измерения;

– переключение на резервное средство измерения в случае непрерывной подачи продукции от оборудования.

Места размещения таких приборов должны быть указаны в специальной схеме оснащения основного технологического оборудования средствами измерения (они зависят от вида производимой продукции). Там необходимо отразить: виды основного технологического оборудования, коммуникации, места отбора этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, марки, серийные номера и описания мест установки средств измерения и др.

Средства измерения после установки на оборудование пломбируют (опечатывают) в присутствии представителя организации. Это делает должностное лицо территориального органа Росалкогольрегулирования. Непосредственно на схеме оснащения (ее составляют в 2 экземплярах) указывают оттиски пломб и (или) номера печатей (голографических наклеек), использованных при опломбировании (опечатывании), и мест их размещения.

Один экземпляр схемы должен храниться в территориальном органе Росалкогольрегулирования, другой – в организации. Оба экземпляра подписывает руководитель предприятия.

Итак, средства измерения фиксируют информацию и передают ее в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

Сведения, которые передают приборы, также четко определены (приказ Росалкогольрегулирования от 1 июля 2010 г. № 44н).

Перечень передаваемой информации

Фиксируемая техническими средствами измерения и передаваемая в ЕГАИС информация включает такие показатели, как:

– наименование и серийный номер средства измерения;

– дата и время оснащения основного технологического оборудования средствами измерения;

– код вида продукции;

– режим работы средств измерения;

– объем готовой продукции;

– объем безводного спирта в продукции нарастающим итогом с момента оснащения оборудования этими приборами;

– количество разлитой в потребительскую тару готовой продукции нарастающим итогом с момента оснащения приборами;

– усредненная концентрация безводного спирта в готовой продукции;

– температура алкогольной продукции;

– дата и время остановки (возобновления) работы технических средств измерения.

Данные, зафиксированные соответствующими средствами измерения и переданные в Единую государственную автоматизированную систему, могут получить предприятия-производители.

Для этого следует направить запрос в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (это определено приказом Росалкогольрегулирования от 1 июля 2010 г. № 43н).

Заполняйте декларации по новым правилам

Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», предприятия обязаны:

– декларировать объем производства и оборота этилового спирта. В случае если они производят, закупают и поставляют этиловый спирт или алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию, а также спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции;

– декларировать объем использования этилового спирта. При закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Формы и порядок представления указанных деклараций, а также их формы утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 858 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

А вот порядок заполнения деклараций утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 15 марта 2010 г. № 24н (нормативный акт зарегистрирован в Мин- юсте 23 августа 2010 года, вступил в силу 12 сентября). Он пришел на смену Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 17 марта 2006 г. № 43н.

Нововведения были необходимы. Так как контролировать представление данной отчетности поручено Росалкогольрегулированию (Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка), именно оно принимает теперь соответствующие документы от предприятий. Ранее декларации представлялись в налоговую инспекцию.

И хотя в основном новый порядок повторяет правила заполнения деклараций, разработанных ранее Минфином России, отличия все-таки есть.

Так, теперь четко сказано, что в случае выявления в текущем отчетном периоде ошибок (искажений, неточностей), допущенных за предыдущие отчетные периоды, необходимо представить уточненную декларацию (до наступления следующего отчетного периода). Там указывают соответствующие изменения и дополнения. К «уточненке» прикладывают объяснения, почему делалась корректировка (п. 1.4 Порядка).

Также определен порядок заполнения графы «Отчетный период» в титульном листе декларации в случае представления организацией декларации после во- зобновления действия лицензии (п. 2.1 Порядка).

Объем этилового спирта и алкогольной продукции, возвращенных покупателями, теперь указывают в декларациях отдельной строкой. Аналогичная ситуация и с данными об объеме возврата этилового спирта поставщику – их также записывают в отдельной строке.

Отмечено, что сведения о потерях этилового спирта отражают в декларациях в пределах естественной убыли при производстве, перекачивании, транспортировке и хранении. Нормы потерь утверждаются приказом руководителя организации. Если потери превышают нормы, составляют объяснения. Заверяется документ подписью руководителя и главного бухгалтера и печатью организации.

Организуйте учет федеральных специальных марок

Предприятия, которые заняты производством алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, имеют в наличии федеральные специальные марки. Порядок их приобретения, хранения и учета определен приказами Росалкогольрегулирования (кстати, они также зарегистрированы в Минюсте 23 августа и вступили в силу 12 сентября).

Порядок хранения федеральных специальных марок

В частности, приказом Росалкогольрегулирования от 30 апреля 2010 г. № 31н определено следующее. Марки должны храниться в специально подготовленном и оборудованном помещении. Причем оно должно быть изолировано от других служебных и подсобных помещений капитальными стенами. Иметь прочные перекрытия пола и потолка (бетонные), стальные решетки на окнах, закрываться на внешнюю и внутреннюю двери, иметь охранно-пожарную сигнализацию и первичные средства пожаротушения.

Ключи от такого помещения следует сдавать под охрану и расписку в специальном журнале (там указываются дата и время передачи).

Порядок приобретения, учета и уничтожения марок

Порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям марок организациями, производящими алкогольную продукцию на территории РФ, утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 24 июня 2010 г. № 42н.

Приобретение марок. Федеральные специальные марки приобретаются организацией в межрегиональных управлениях Росалкогольрегулирования по федеральным округам (далее – территориальный орган).

Для того чтобы получить такие марки, следует:

– перечислить предоплату за них на счет территориального органа Федерального казначейства. Он в свою очередь в течение 5 рабочих дней переводит средства на расчетный счет ФГУП «Гознак»;

– подать в Росалкогольрегулирование необходимые документы.

При получении марок от ФГУП «Гознак» территориальный орган уведомляет организацию об этом.

Принимая марки, следует проверить их количество, соответствие реквизитов, а также убедиться, что выданы именно те виды марок, которые были запрошены, и т. д. При выявлении расхождений спецмарки принимать не следует. О несоответствии сообщают уполномоченному лицу территориального органа. Проводится проверка, по результатам которой составляется акт (причем в трех экземплярах). Первый экземпляр акта остается в территориальном органе, второй экземпляр направляется изготовителю, а третий – организации. За изготовление недостающих марок предприятие не должно платить дополнительные суммы. Однако предприятие и вовсе может отказаться от дополнительного поступления, тогда ему вернут средства (за вычетом расходов на доставку).

Порядок учета марок. Учет и хранение марок на предприятии производит соответствующее материально ответственное лицо. За ним документально закрепляют соответствующие права (на получение (прием), хранение, учет и выдачу марок для нанесения их на алкогольную продукцию).

Он заполняет:

– журнал учета поступивших в организацию федеральных специальных марок;

– журнал учета нанесенных федеральных специальных марок на алкогольную продукцию;

– журнал учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок.

Формы этих документов приведены в приложениях к приказу № 42н.

Поврежденные организацией марки уничтожают в присутствии должностного лица территориального органа или Росалкогольрегулирования и представителя предприятия. Утилизируют их на основании акта, составляемого в двух экземплярах и подписываемого должностным лицом ведомства, а также материально ответственным лицом организации. Первый экземпляр остается в территориальном органе вместе с отчетом об использовании ранее выданных федеральных специальных марок, второй – передается представителю предприятия.