Автор: Г. Г. Зайцева

Журнал "Руководитель автономного учреждения" № 11/2017

Как известно, значения нормативов затрат должны утверждать органы власти. Но на чьи плечи ложатся непосредственно расчеты нормативных затрат? Можно ли передать эту трудоемкую работу подведомственным учреждениям (в том числе автономным)?

Кто рассчитывает нормативные затраты при формировании задания?

Бюджетное законодательство отводит органам-учредителям ключевую роль в процессе формирования государственных (муниципальных) заданий и установления нормативов затрат на оказание услуг и выполнение работ. Именно органы власти должны утверждать конкретные значения нормативов. Но на чьи плечи ложатся непосредственно расчеты нормативных затрат? Можно ли передать эту трудоемкую работу подведомственным учреждениям (в том числе автономным)? Давайте разбираться.

Нормативный принцип финансирования сегодня распространился на всю деятельность учреждений. Согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ нормативные затраты должны рассчитываться в отношении государственных и муниципальных услуг. Правила применения таких нормативов устанавливаются в порядках формирования и финансового обеспечения выполнения задания, утверждаемых Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией, при этом должны соблюдаться общие требования, определенные федеральными министерствами в своих сферах регулирования. Но использовать нормативы можно и в отношении работ – если такое решение принял орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Во многих случаях (в отношении как федеральных учреждений, так и учреждений регионального и муниципального уровня) данное решение принимается.

Между тем в правовых актах зачастую оговаривается лишь момент утверждения нормативов. В частности, в п. 22 Положения[1], принятого Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Положение № 640), сказано: значение базового норматива затрат на услугу утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в установленной сфере деятельности. А, например, в п. 17 Порядка[2], принятого Постановлением правительства Красноярского края от 09.09.2015 № 539-п, прописано, что для краевых бюджетных и автономных учреждений значения базового норматива затрат на услугу утверждают соответствующие органы-учредители.

И все-таки учредитель или учреждение?

Но «на местах» встречаются примеры, где точно определен круг исполнителей, задействованных в расчете нормативов. Так, в Кусинском муниципальном районе Челябинской области[3] для подведомственных учреждений культуры и дополнительного образования детей нормативные затраты должно рассчитывать управление культуры. А в г. Полярные Зори (Мурманская область)[4] для муниципальных образовательных учреждений нормативные затраты на услуги определяет отдел бухгалтерского учета и отчетности местной администрации. Правда, во втором документе отмечается, что для этого требуются предварительные расчеты и информация, подготовленные подведомственными муниципальными учреждениями.

Но иногда учреждения становятся главными участниками процесса – им полностью передается обязанность по расчетам. Так произошло, к примеру, в Любимском муниципальном районе Ярославской области[5]. Здесь, правда, регулировался порядок определения норматива на работы: исходя из опыта прошлых лет, автономное учреждение должно было использовать для определения норматива структурный метод.

Федеральное законодательство оставляет возможность передавать (в той или иной части) подведомственному учреждению функцию по расчету нормативов и без указания в правовых актах конкретных исполнителей.

В данном случае передача подведомственному АУ обязанности по расчету вполне понятна: нормативы «создаются» лишь в отношении одного учреждения и оно лучше, чем учредитель, знает структуру своих затрат. А вот схема, когда функцией по расчету нормативов наделяются подведомственные учреждения и их у органа-учредителя много, выглядит сложнее. Рассмотрим, как она устроена, на примере Красногорска Московской области.

В порядке, утвержденном в городском поселении[6], сказано, что базовый норматив затрат муниципальное учреждение рассчитывает, исходя из затрат, необходимых для оказания единицы услуги с соблюдением заданного качества ее оказания. Руководитель учреждения должен направить в городскую администрацию письменное обращение о рассмотрении базового норматива затрат на оказание услуги на очередной финансовый год и приложением расчета и другой сопутствующей информации. Рассматривает присланные документы и проверяет расчеты отдел ценообразования и социально-экономического прогноза финансово-экономического управления администрации. Если расчет прошел проверку, уполномоченный орган подготавливает проект соответствующего постановления администрации, который сначала согласовывается по отраслевой линии, а потом подписывается главой городского поселения.

По данным официального сайта bus.gov.ru на конец октября 2017 года, в Красногорске действует 90 муниципальных учреждений. И согласно рассматриваемому правовому акту большинство из них (те, которые получают муниципальные задания) должны присылать органу-учредителю свои расчеты. Если на основе каждого расчета утверждаются свои значения нормативов, последние имеют индивидуальный характер (в документе говорится о проверке полученных данных, а не обобщении и выведении итогового норматива, единого для всех подведомственных учреждений).

Как бы то ни было, из анализа документов можно сделать следующий вывод. Конкретные исполнители, на плечи которых ложатся расчеты нормативных затрат, могут быть определены в нормативном акте, изданном в регионе или муниципальном образовании (например, порядке формирования и финансового обеспечения выполнения задания или порядке расчета нормативных затрат). Если в нем указано учреждение – выполнять это требование необходимо.

Как еще учреждение может участвовать в расчетах?

Впрочем, федеральное законодательство оставляет возможность передавать (в той или иной части) подведомственному учреждению функцию по расчету нормативов и без указания конкретных исполнителей. Общие требования к определению нормативных затрат на предоставление государственных (муниципальных) услуг, утвержденные федеральными министерствами в своих сферах регулирования[7], предполагают использование органами власти нескольких методов расчета. Некоторые из них предусматривают вовлечение подведомственных учреждений в данный процесс.

В частности, если калькуляция ведется на основе стандартов оказания услуг (а это приоритетный метод), потребуются значения натуральных норм, установленные правовыми актами, ГОСТ, СНиП, СанПиН, порядками и регламентами предоставления услуги. Всю эту информацию можно получить от учреждений (тем более что в настоящее время она должна быть включена в план финансово-хозяйственной деятельности в составе обоснований плановых показателей по выплатам[8]). Если же используется метод наиболее эффективного учреждения, орган-учредитель, выбрав такое учреждение, может передать ему работу по проведению предварительных расчетов, на основе которых в дальнейшем и будет утверждено значение базового норматива затрат.

В любом случае в процесс расчета нормативных затрат вовлекаются и соответствующие подразделения органа-учредителя, и подведомственные учреждения. В какой форме будут задействованы последние – зависит от правовой базы, сформированной «на местах», и видения данного процесса учредителем.


[1] «Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания».

[2] «Порядок формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

[3] См. Постановление администрации Кусинского муниципального района от 22.11.2016 № 258 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на оказание (выполнение) муниципальными бюджетными учреждениями культуры Кусинского муниципального района и муниципальными бюджетными образовательными учреждениями дополнительного образования детей Кусинского муниципального района муниципальных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества».

[4] См. Постановление администрации г. Полярные Зори от 20.10.2015 № 1155 «О порядке расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере образования муниципальными учреждениями».

[5] См. Постановление администрации Любимского муниципального района Ярославской области от 18.01.2016 № 09-0154/16 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на выполнение работ и общехозяйственные нужды муниципального автономного учреждения Редакция газеты «Наш край» на 2016 год».

[6] См. Постановление администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 14.12.2015 № 1545 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями городского поселения Красногорск».

[7]См., например, приказы Минобрнауки РФ от 22.09.2015 № 1040, Минтруда РФ от 13.07.2015 № 445н, Минкультуры РФ от 09.06.2015 № 1762.

[8] Пункт 11 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.