Автор: Репин А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В соответствии с ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Напомним, что правила формирования, утверждения и ведения планов-графиков и планов закупок, требования к форме плана-графика установлены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 (далее – Правила № 553, Требования № 553). Далее поговорим о порядке формирования планов-графиков закупок.
Утверждение планов-графиков закупок
Согласно п. 2 Правил № 553 планы-графики закупок утверждаются учреждениями силовых ведомств в течение 10 рабочих дней со дня доведения до учреждения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. При этом в сроки, установленные главными распорядителями средств федерального бюджета, учреждения:
-
формируют планы-графики закупок после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на рассмотрение в Госдуму;
-
уточняют при необходимости сформированные планы-графики закупок после их уточнения и доведения до соответствующего учреждения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
В силу п. 11 Правил № 553 утвержденный план-график закупок должен содержать приложения, включающие обоснования по каждому объекту закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона о контрактной системе, в том числе обоснования:
-
начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяемой в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе. При этом в силу внесенных Постановлением Правительства РФ № 73 изменений здесь же необходимо указывать включенные в объект закупки количество и единицы измерения товаров, работ, услуг (при наличии). Данная норма начнет применяться 01.01.2018;
-
способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с гл. 3 Закона о контрактной системе с учетом дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таковых), установленных согласно ч. 2 ст. 31 данного закона.
В случае если поставщики (подрядчики, исполнители) определяются уполномоченным органом или уполномоченным учреждением, установленным решением о его создании либо решением о наделении его полномочиями на основании ст. 26 Закона о контрактной системе, формирование планов-графиков закупок осуществляется с учетом порядка взаимодействия таких заказчиков с уполномоченным органом или уполномоченным учреждением.
Информация, включаемая в планы-графики закупок
Согласно п. 4 Правил № 553 в план-график закупок подлежит включению перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона), запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также путем применения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), устанавливаемого Правительством РФ в соответствии со ст. 111 Закона о контрактной системе.
В план-график закупок включается информация о закупках, в отношении осуществления которых размещаются извещения либо направляются приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в установленных федеральным законом случаях в течение года, на который утвержден план-график закупок, а также о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контракты с которым планируются к заключению в течение года, на который утвержден план-график закупок.
Если период осуществления закупки, включаемой в план-график закупок, в соответствии с бюджетным законодательством РФ превышает срок, на который утверждается план-график закупок, в него также включаются сведения о закупках на весь срок исполнения контракта.
В соответствии с п. 1 Требований № 553 планы-графики закупок должны включать в себя следующие сведения:
1) полное наименование, место нахождения, телефон и адрес электронной почты учреждения, осуществляющего формирование, утверждение и ведение плана-графика закупок;
2) ИНН и КПП учреждения;
3) код Общероссийского классификатора организационно-правовых форм;
4) совокупный годовой объем закупок (справочно);
5) таблицу, содержащую в том числе следующую информацию с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 Требований № 553:
-
идентификационный код закупки;
-
наименование объекта закупки (в случае если при осуществлении закупки выделяются лоты, в плане-графике закупок объект закупки указывается отдельно по каждому лоту);
-
сведения о начальной (максимальной) цене контракта, цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сформированной в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе (если при заключении контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических, медицинских, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг или услуг по проведению оценки невозможно определить объем подлежащих выполнению (оказанию) работ (услуг), указывается также цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию либо цена единицы работы (услуги)). Постановлением Правительства РФ № 73 предусмотрено, что в случае установления Правительством РФ особенностей осуществления конкретной закупки и (или) дополнительных условий исполнения контракта в соответствии со ст. 111 Закона о контрактной системе приводится формула цены без указания начальной (максимальной) цены контракта (в случае если начальная (максимальная) цена не обозначена);
-
размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
-
этапы оплаты (суммы планируемых платежей) на текущий финансовый год, если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно (в случае если период осуществления закупки, включаемой в план-график закупок государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством РФ либо план-график закупок федерального государственного бюджетного учреждения, федерального государственного автономного учреждения, федерального государственного унитарного предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, превышает срок, на который утверждается план-график закупок, указываются сумма по годам планового периода, а также общая сумма планируемых платежей за пределами планового периода);
-
описание объекта закупки, которое может включать в том числе его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), позволяющие идентифицировать предмет контракта с учетом положений ст. 33 Закона о контрактной системе, включая информацию о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае закупки лекарственных средств – международные непатентованные наименования лекарственных средств либо при отсутствии таких наименований химические или группировочные наименования в соответствии с государственным реестром лекарственных средств;
-
единицу измерения объекта закупки и код Общероссийского классификатора единиц измерения (в случае если объект закупки может быть количественно измерен);
-
количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги в соответствии с единицей измерения объекта закупки по коду Общероссийского классификатора единиц измерения (если объект закупки может быть количественно измерен). Если период осуществления закупки, включаемой в план-график закупок государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством РФ либо план-график закупок федерального государственного бюджетного учреждения, федерального государственного автономного учреждения, федерального государственного унитарного предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, превышает срок, на который утверждается план-график закупок, в него включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги в плановые периоды за пределами текущего финансового года, а также количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги за пределами планового периода;
-
периодичность либо количество этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (если контрактом предусмотрено его исполнение поэтапно, в плане-графике закупок указываются сроки исполнения отдельных этапов (месяц, год), а если контрактом предусмотрена периодичность поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, то она отражается в соответствующей графе плана-графика закупок: ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода и др.);
-
размер обеспечения заявки на участие в закупке и размер обеспечения исполнения контракта;
-
планируемый срок размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), – планируемую дату заключения контракта (месяц, год);
-
планируемый срок окончания исполнения контракта (месяц, год);
-
способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
-
предоставляемые участникам закупки преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе;
-
информацию об участии в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций согласно ст. 30 Закона о контрактной системе (при наличии таких ограничений);
-
запреты на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе;
-
дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таковых) и их обоснование;
-
сведения об обязательном общественном обсуждении закупки (номер и дату протокола, составленного по результатам общественного обсуждения закупки после размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок);
-
информацию о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона о контрактной системе, или казначейском сопровождении контракта (указываются значения «БС» (банковское сопровождение), «КС» (казначейское сопровождение), «БС или КС» (банковское или казначейское сопровождение) или слово «нет»);
-
информацию об уполномоченном органе или уполномоченном учреждении, определяющем поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае проведения централизованных закупок в силу ст. 26 Закона о контрактной системе;
-
данные об организаторе совместного конкурса или аукциона в случае проведения такового;
-
дату, содержание и обоснование изменений, внесенных в утвержденный план-график закупок (при их наличии);
6) дату утверждения плана-графика закупок, фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, являющегося ответственным исполнителем плана-графика закупок, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, утвердившего план-график закупок.
В силу п. 2 Требований № 553 в планах-графиках закупок отдельными строками указываются:
1) информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в отношении каждого из следующих объектов закупок:
-
лекарственные препараты, закупаемые согласно п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе;
-
товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. (в случае заключения контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
-
товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 000 руб. (при заключении контракта согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
-
услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (в случае заключения контракта в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе), а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений посетить указанные мероприятия;
-
преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
-
услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами;
-
услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (норма введена Постановлением Правительства РФ № 73);
-
работы, связанные со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории РФ федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством РФ об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (в случае заключения заказчиком контракта согласно п. 42 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) (норма введена Постановлением Правительства РФ № 73);
-
услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (в случае заключения заказчиком контракта в соответствии с п. 44 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) (норма введена Постановлением Правительства РФ № 73);
2) общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в соответствии со ст. 72 Закона о контрактной системе с указанием суммы планируемых платежей в текущем финансовом году и последующие годы (в отношении контрактов, обеспечение оплаты которых планируется за пределами текущего финансового года);
3) общий объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и итоговый объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с планом-графиком закупок, определяемые как общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), с указанием суммы планируемых платежей в текущем финансовом году и последующие годы (в отношении контрактов, обеспечение оплаты которых планируется за пределами текущего финансового года).
Отметим, что Постановлением Правительства РФ № 73 отменена норма, предусматривавшая указание отдельной строкой общей суммы начальных (максимальных) цен контрактов, которые планируется заключить с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе, с отражением суммы планируемых платежей в текущем финансовом году и последующие годы (в отношении контрактов, обеспечение оплаты которых планируется за пределами текущего финансового года).
Также Постановлением Правительства РФ № 73 уточнено, что в отдельных строках планов-графиков закупок приводится объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с планом-графиком закупок, указываемый как общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), общая сумма планируемых платежей в текущем финансовом году и последующие годы (в отношении контрактов, обеспечение оплаты которых планируется за пределами текущего финансового года), детализированная на суммы по годам планируемых платежей. При этом по закупкам, предусмотренным п. 2 Требований № 553, информация, закрепленная в абз. 5 – 12 пп. «и» п. 1 Требований № 553, не указывается.
В качестве наименования объекта и (или) объектов закупки приводится положение Закона о контрактной системе, являющееся основанием для осуществления закупок (в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).
По закупкам, включающим товары, работы, услуги, имеющие различные единицы измерения, информация о единицах измерения и количестве (объеме) закупаемых товаров, работ, услуг в план-график не вносится.
Внесение изменений в планы-графики закупок
Учреждения силовых ведомств вправе вносить поправки в утвержденные планы-графики закупок при изменении планов закупок, а также в следующих случаях, в том числе не требующих корректировки планов закупок (ч. 13 ст. 21 Закона о контрактной системе):
-
при изменении объема и (или) стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленном в результате подготовки к осуществлению закупки, вследствие чего поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком закупок, становятся невозможными;
-
при изменении планируемой даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), этапов оплаты и (или) размера аванса, а также срока исполнения контракта;
-
в случае отмены заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком закупок;
-
при использовании в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки. Необходимо отметить, что в этом случае учреждению нужно уточнить информацию в графе «Планируемые платежи» плана-графика закупок в соответствии с условиями заключенного по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракта;
-
при выдаче предписания органами контроля, определенными ст. 99 Закона о контрактной системе, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
-
в случае реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;
-
при возникновении иных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика закупок было невозможно.
Внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, указанного в п. 10 Правил № 553, а если в соответствии с федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), то до даты заключения контракта.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлено ограничение относительно срока размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае внесения изменений в план-график закупок. При этом положениями Закона о контрактной системе не предусмотрены требования в части размещения извещения после утверждения плана-графика закупок.
В силу п. 10 Правил № 553 в случае осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона о контрактной системе изменения в план-график закупок вносятся в день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок, а при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно п. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе – не позднее чем за один день до дня заключения контракта.
* * *
В заключение напомним, что размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график закупок, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 30 000 руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
Кроме того, нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в них изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в них изменений) в единой информационной системе в сфере закупок приводит к наложению на должностных лиц административного штрафа в сумме от 5 000 до 30 000 руб. (ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ).