О. В. Монако, аудитор ООО “Аудит Бизнес Трейд”

Источник: журнал «Финансовый справочник бюджетной организации» № 3/2013

Каждый год налоговое законодательство совершенствуется, в него вносятся более или менее существенные изменения и корректировки. 2012 год не стал исключением: был принят ряд федеральных законов, предусматривающих изменения в Налоговый кодекс РФ, они вступили в силу в 2013 году. Проанализируем те из них, которые представляют интерес для бюджетных и автономных учреждений.

Представление бухгалтерской отчетности

С 1 января 2013 г. налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Исключение составляют случаи, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” не обязана вести бухгалтерский учет.

Согласно ранее действовавшей редакции НК РФ налогоплательщик был обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом о бухгалтерском учете. В связи с этим налоговое ведомство разъясняло, что с учетом положений ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и п. 3 Инструкции № 33н бюджетные учреждения не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган (письмо ФНС России от 11.07.2011 № ЕД-4-3/11121). При этом на обязанность автономных учреждений представлять бухгалтерскую отчетность указывалось в письме Минфина России от 20.10.2011 № 03-02-07/2-182.

Таким образом, внесенные Законом № 97-ФЗ изменения четко определили обязанность представления организациями, в т. ч. учреждениями, бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган, срок ее представления и периодичность (только годовая отчетность).

Региональные и местные налоги

Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ (далее – Закон № 202-ФЗ) были внесены поправки в часть вторую НК РФ, касающиеся налога на имущество организаций, а также транспортного и земельного налогов. Рассмотрим последовательно, в чем они заключаются.

Транспортный налог. Статья 361 НК РФ дополнена новым пунктом 4, на основании которого в случае, если налоговые ставки транспортного налога не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по ставкам, указанным в п. 1 этой же статьи.

Налог на имущество. Основные изменения, внесенные Законом № 202-ФЗ, относятся к налогу на имущество организаций. Так, объектом налогообложения не признается движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Это дополнение в НК РФ, безусловно, улучшает положение налогоплательщиков.

Кроме того, ряд объектов, которые ранее были освобождены от обложения налогом на имущество организаций, с 2013 г. не признаются объектами налогообложения:

  • объекты культурного наследия федерального значения (подп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • ядерные установки для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов (подп. 4 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания (подп. 5 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • космические объекты (подп. 6 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (подп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Пункты 5, 9, 10, 12 и 18 ст. 381 НК РФ, которыми ранее были предусмотрены налоговые льготы в отношении перечисленного имущества, утратили силу. Таким образом, налогоплательщик не должен заполнять налоговую декларацию в отношении указанного имущества.

Однако этим же Законом № 202-ФЗ внесены изменения, которые ухудшат положения отдельных налогоплательщиков. Так, отменяется налоговая льгота, предусмотренная п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таковых. При этом налоговая ставка, установленная регионами в 2013 г. в отношении этих объектов, должна быть не более 0,4%, в 2014 г. – 0,7%, в 2015 г. – 1%, в 2016 г. – 1,3%, в 2017 г. – 1,6%, в 2018 г. – 1,9% (п. 3 ст. 380 НК РФ). Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается постановлением Правительства РФ (письма Минфина России от 11.12.2012 № 03-05-04-01/44, от 18.12.2012 № 03-05-05-01/75).

Как и в отношении транспортного налога, уточнено, что если налоговые ставки не определены региональными законами, налого обложение производится по ставкам, указанным в НК РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).

Земельный налог. С 1 января 2013 г. утратил силу подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которым не признавались объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Теперь такие участки являются объектом налогообложения, однако налоговая ставка в их отношении не может превышать 0,3% (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Также уточнено, что если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ).