Автор: Иванова А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

КСП субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» проводят проверки отчета об исполнении бюджета ТФОМС. Проверка осуществляется в рамках положений стандарта, разработанного КСП субъекта РФ. О порядке проведения такой проверки поговорим в этом материале.

Общие положения по проведению проверки

Проверка годового отчета является экспертно-аналитическим мероприятием. Цель ее проведения – установление соответствия проекта закона об исполнении бюджета ТФОМС области за отчетный период положениям законодательства РФ, законодательным актам области, а также определение обоснованности показателей проекта закона об исполнении бюджета ТФОМС области.

В ходе проверки решаются следующие задачи:

1) установление соответствия проекта закона об исполнении бюджета ТФОМС области, а также документов, представляемых вместе с ним в правительство области, положениям:

  • Бюджетного кодекса РФ;

  • Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ);

  • Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

  • Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования»;

  • Закона о бюджетном процессе области;

  • Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуры и принципов назначения, утвержденного приказом Минфина (в частности, Приказом от 24.05.2022 № 82н);

  • Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н;

  • Приказа ФФОМС от 29.12.2021 № 149н «Об установлении Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» (далее – Порядок № 149н);

  • иных законодательных и нормативных правовых актов (при необходимости);

2) оценка уровня исполнения показателей, утвержденных законом о бюджете ТФОМС области на отчетный финансовый год;

3) установление полноты и достоверности показателей отчета об исполнении бюджета ТФОМС области за отчетный финансовый год.

Предмет и объект проверки

Предметом внешней проверки отчета об исполнении бюджета ТФОМС является:

  • отчет об исполнении бюджета ТФОМС области за отчетный финансовый год;

  • иные документы, представляемые вместе с отчетом в контрольно-счетную палату области.

Объектом проверки является ТФОМС области.

Виды контрольных мероприятий

Проверка годового отчета исполнения бюджета ТФОМС области проводится в рамках:

  • камеральной проверки (по месту нахождения КСП);

  • выездной проверки (с выходом на объект экспертно-аналитического мероприятия).

В случае если в ходе проверки возникнет необходимость в правовой оценке действий, к участию во внешней проверке годового отчета могут привлекаться сотрудники отдела кадрового и правового обеспечения.

Этапы внешней проверки отчета ТФОМС

Для проверки отчета об исполнении бюджета ТФОМС характерны те же этапы, что и для других проверок. Приведем их ниже в форме таблицы.

Этапы проверки отчета об исполнении бюджета ТФОМС области

Подготовительный

Основной

Заключительный

  • изучение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения бюджета ТФОМС области, составления и представления годовой бюджетной отчетности за отчетный период;

  • составление программы внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС области, разрабатываемой аудитором, за которым закреплена указанная проверка, и утверждаемой заместителем председателя контрольно-счетной палаты области;

  • информирование ТФОМС области: направление информационного письма о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС области с приложением программы внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС;

  • подготовка запросов в ТФОМС, а также в министерство здравоохранения, в том числе запросов аудитора (при необходимости)

  • проверка соответствия годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС области требованиям нормативных правовых актов по составу, содержанию и представлению;

  • анализ и оценка исполнения показателей годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС области (сравнение фактически достигнутых показателей с показателями, утвержденными законом о бюджете ТФОМС области на отчетный финансовый год, и с аналогичными показателями, достигнутыми в прошлом отчетном периоде, анализ причин выявленных отклонений);

  • анализ исполнения текстовых статей закона о бюджете ТФОМС области на отчетный финансовый год;

  • проверка годовой бюджетной отчетности ТФОМС области;

  • анализ материалов, представленных вместе с годовым отчетом об исполнении бюджета ТФОМС области, и информации, предоставленной по запросам контрольно-счетной палаты области (при наличии)

  • подготовка аудитором заключения КСП области по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС;

  • представление заключения по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС области на рассмотрение и утверждение коллегии контрольно-счетной палаты области;

  • направление заключения в законодательное собрание и губернатору области, при необходимости информационного письма в ТФОМС области;

  • публикация заключения на официальном сайте КСП области

Заключение о результатах внешней проверки годового отчета

В заключении, составляемом по итогам внешней проверки годового отчета, отражается:

  • информация о правовых основаниях проведения проверки;

  • анализ исполнения основных параметров бюджета фонда: доходы, расходы, дефицит (профицит), особенности исполнения закона о бюджете фонда (при наличии);

  • анализ исполнения территориальной программы ОМС;

  • анализ расходов на осуществление управленческих функций фонда;

  • анализ текстовых статей (формирование и использование средств нормированного страхового запаса, проверка соответствия особенностей исполнения бюджета фонда п. 3 ст. 217 БК РФ, предусматривающему случаи внесения изменений в сводную бюджетную роспись фонда без внесения изменений в закон о бюджете фонда);

  • анализ остатка денежных средств на начало и конец года;

  • сведения об установленных нарушениях бюджетного законодательства при исполнении закона о бюджете фонда;

  • информация об установленных нарушениях требований Федерального закона № 326-ФЗ и Порядка № 149н) в части размера и целей использования нормированного страхового запаса фонда;

  • данные об исполнении бюджета фонда в части соблюдения требований к применению бюджетной классификации;

  • результаты проверки годового отчета фонда;

  • выводы, предложения (при наличии).

При необходимости заключение может содержать приложения.

Приведем примерную структуру заключения (разрабатывается стандартом КСП субъекта):

1. Общие положения.

2. Основные характеристики исполнения показателей закона о бюджете фонда за отчетный год.

3. Анализ остатка денежных средств на начало и конец года.

4. Исполнение доходной части бюджета фонда.

5. Исполнение расходной части бюджета фонда, в том числе:

а) исполнение территориальной программы ОМС на очередной финансовый год и плановый период;

б) формирование и использование средств нормированного страхового запаса.

6. Анализ расходов на осуществление управленческих функций фонда.

7. Иное.

8. Выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков.