Автор: Малова Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Большинство бюджетных (автономных) образовательных учреждений уже представили бухгалтерскую отчетность за 2022 год своим учредителям. Какие отчетные формы необходимо представить в налоговый орган? В какие сроки это нужно сделать? Какие меры административной ответственности вправе применить налоговые органы в случае выявления недостоверных сведений в бухгалтерской отчетности? Ответим на эти вопросы в материале.

Требование о составлении годовой бухгалтерской отчетности бюджетными и автономными образовательными учреждениями закреплено в п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете.

В силу п. 4 ст. 14 данного закона состав бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Бюджетные и автономные образовательные учреждения, являющиеся налогоплательщиками, обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую отчетность (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Инструкцией № 33н установлен порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Пунктом 12 Инструкции № 33н определено, что в состав бухгалтерской отчетности, представляемой бюджетными и автономными образовательными учреждениями, включаются следующие формы:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);

  • справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

  • отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);

  • отчет (ф. 0503738), содержащий данные о принятии и исполнении учреждением обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов);

  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

  • отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);

  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760);

  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).

В соответствии с разъяснениями Минфина, доведенными в Письме от 28.03.2013 № 02-06-07/9937, бюджетным и автономным образовательным учреждениям необходимо представлять в налоговый орган по месту своей регистрации 5 форм бухгалтерской отчетности, а именно:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);

  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения;

  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения;

  • сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) в разрезе деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (выполнению работ), по средствам во временном распоряжении.

Срок представления годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган

Подпунктом 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что годовая бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган по месту нахождения образовательного учреждения не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

По общему правилу, установленному п. 5, 7 ст. 6.1 НК РФ, в случаях, когда последний день срока представления годовой бухгалтерской отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, окончание срока представления переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

Форма и способ представления годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган

НК РФ не установлены порядок, формат и способ представления бюджетными и автономными образовательными учреждениями годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган.

Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность может быть представлена в налоговый орган по месту нахождения образовательного учреждения одним из следующих способов:

  • в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи. Рекомендуемые форматы представления в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 20.03.2017 № ММВ-7-6/228@;

  • на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган;

  • на бумажном носителе по почте.

В соответствии с Приказом ФНС России от 27.08.2014 № ММВ-7-6/443@ реализована возможность представления годовой бухгалтерской отчетности в форме электронного документа через официальный сайт Федеральной налоговой службы в Интернете.

По вопросам представления годовой бухгалтерской отчетности образовательное учреждение вправе обратиться в налоговый орган по месту своего нахождения (Письмо Минфина России от 13.02.2018 № 03-02-07/1/8624).

Ответственность за представление в налоговый орган недостоверных сведений в составе бухотчетности

На основании пп. 5.1 п. 5 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 в ходе выездных налоговых проверок налоговые органы осуществляют контроль представленной образовательными учреждениями бухгалтерской отчетности.

В случае выявления фактов представления в составе бухгалтерской отчетности недостоверных сведений, приведших к искажению информации о доходах, расходах и (или) объектах налогообложения, по решению налогового органа образовательное учреждение может быть привлечено к следующим видам ответственности:

Правонарушение

Вид административной ответственности

Обоснование

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения при отсутствии признаков налогового правонарушения в течение одного налогового периода

Штраф в размере 10 000 руб.

Пункт 1 ст. 120 НК РФ

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения при отсутствии признаков налогового правонарушения в течение более одного налогового периода

Штраф в размере 30 000 руб.

Пункт 2 ст. 120 НК РФ

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов)

Штраф в размере 20 % от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 000 руб.

Пункт 3 ст. 120 НК РФ

К сведению: под грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения для целей применения ст. 120 НК РФ понимается отсутствие:

  • первичных документов;

  • счетов-фактур;

  • регистров бухгалтерского учета;

  • регистров налогового учета.

Систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений также классифицируется как грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

В случае занижения налоговой базы вследствие нарушения правил ведения бухгалтерского учета налоговые органы вправе привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 2–7 ст. 15.15.6 КоАП РФ, должностных лиц образовательного учреждения.

К сведению: по общему правилу, установленному ст. 2.4 КоАП РФ, к административной ответственности привлекается должностное лицо, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей которого были допущены ошибки.

* * *

В заключение сформулируем основные положения.

Бюджетным и автономным образовательным учреждениям не позднее 31 марта 2023 года необходимо представить в налоговый орган по месту своей регистрации бухгалтерскую отчетность за 2022 год в составе:

  • формы 0503730;

  • формы 0503737 – в разрезе всех видов финансового обеспечения, по которым учреждению был утвержден план финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год;

  • формы 0503721;

  • формы 0503769 – в разрезе всех видов финансового обеспечения, по которым в учреждении числится дебиторская и кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2022 года и 1 января 2023 года, а также по которым в 2022 году производилось увеличение (уменьшение) дебиторской (кредиторской) задолженности;

  • формы 0503779 – в разрезе всех видов финансового обеспечения, по которым в учреждении числятся остатки по состоянию на 1 января 2022 года и 1 января 2023 года по счетам 0 201 10 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе Казначейства», 0 201 20 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации», 0 201 34 000 «Денежные средства в кассе учреждения», а также по которым в 2022 году учреждением совершались операции с денежными средствами.