Автор: Иванова А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

Должны ли расходы учреждения, связанные с выполнением государственного задания, соответствовать нормативным затратам, определенным при расчете объема субсидии?

Ответ:

Расчет объема субсидии на государственное задание на федеральном уровне осуществляется с соблюдением Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Положение № 640). На уровне субъектов РФ и муниципалитетов действуют свои нормативные акты, нормы которых в целом схожи с нормами Положения № 640. Давая ответ на вопрос, мы будем опираться на нормативно-правовые акты федерального уровня.

В соответствии с нормами п. 11, 13, 16 и 29 Положения № 640 объем субсидии на государственное задание рассчитывается на основании нормативных затрат с учетом затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги (выполнением работы), а также затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги (выполнение работы). При этом формирование государственного задания бюджетному учреждению осуществляется в силу предусмотренных его учредительными документами основных видов деятельности (ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Субсидия на выполнение задания учредителя предоставляется учреждению на основании заключенного между ним и учредителем соглашения. Соглашением определяются условия и порядок предоставления субсидии на государственное задание, включая цели ее предоставления, а также отдельные права органа-учредителя и обязанности бюджетного или автономного учреждения, в том числе требования об осуществлении контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственность за их нарушение.

Направления использования учреждением средств, в том числе субсидии на государственное задание, устанавливаются в плане финансово-хозяйственной деятельности. План составляется и утверждается в порядке, предусмотренном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя указанного учреждения, в соответствии с Порядком составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденным Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н (далее – Порядок № 168н).

Минфин в Письме от 27.10.2022 № 02-15-10/104463 отмечает, что отражение источников финансового обеспечения расходов, планируемых бюджетным учреждением, в плане и обоснованиях (расчетах) плановых показателей не является обязательным требованием и осуществляется в случаях, установленных порядками органов-учредителей. Расчеты расходов, связанных с выполнением бюджетным учреждением государственного задания, могут производиться с превышением нормативных затрат, определенных при расчете объема субсидии на государственное задание (п. 53 Порядка № 168н).

Так как субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания предоставляется учреждению общей суммой (без детализации направлений ее расходования), учреждения, по мнению Минфина, изложенному в Письме от 27.02.2020 № 09-07-10/13976, вправе направлять субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на направления, установленные в плане финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельно. При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), предусмотренных государственным заданием.

Из всего вышесказанного следует, что расходы учреждения, связанные с выполнением государственного задания, могут не соответствовать нормативным затратам, определенным при расчете объема субсидии на государственное задание.

Вопрос:

Вправе ли учреждение использовать остатки субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в целях ведения приносящей доход деятельности?

Ответ:

Положениями ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки субсидии на государственное задание применяются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых созданы бюджетные учреждения, при достижении ими показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).

Минфин в Письме от 21.10.2022 № 02-15-09/102445 обратил внимание на то, что, в случае если по результатам выполнения бюджетным (автономным) учреждением государственного задания образовался неиспользованный остаток субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, при достижении таким учреждением показателей, определенных в государственном задании, указанный остаток может быть использован на оплату обязательств, принятых в рамках ведения деятельности, не связанной с выполнением государственного задания.

При этом названные выплаты должны быть:

  • предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности данного учреждения;

  • направлены на достижение целей, ради которых создано бюджетное или автономное учреждение.

Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 23.12.2019 № 09-07-07/100885.

В Письме Минфина России от 05.05.2022 № 02-06-10/41648 говорится о том, что законодательство РФ не содержит правовых норм, устанавливающих обязанность возврата в бюджет остатка субсидии на государственное (муниципальное) задание (в том числе поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет) в случае исполнения государственного (муниципального) задания. При этом остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут использоваться учреждением на цели, ради которых оно создано, в соответствии с направлениями выплат, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем обращается внимание на то, что, если учреждением принимается решение о перечислении собственных средств (чистой прибыли) в доход бюджета бюджетной системы РФ, данные перечисления признаются безвозмездными и осуществляются за счет собственных средств учреждения.