Автор: Трошина О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Главный администратор бюджетных средств (ГАБС) муниципального района обязан проводить внутренний финансовый аудит (ВФА). Вправе ли он использовать упрощенную форму проверки? Если да, то как правильно это оформить?

Ответ:

Согласно ст. 160.2-1 БК РФ ВФА является деятельностью по формированию и предоставлению руководителям ГАБС, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета:

1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе результативности и экономности использования бюджетных средств;

3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

ВФА осуществляется в целях:

1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;

2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ;

3) повышения качества финансового менеджмента.

ВФА проводится уполномоченными должностными лицами (работниками) ГАБС, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению ВФА, а в случаях передачи полномочий по ведению ВФА – структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) ГАБС (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.

В соответствии с п. 3 Стандарта «Порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА» основанием организации внутреннего финансового аудита с учетом положений п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ является решение об организации ВФА, которое должен принять руководитель ГАБС (администратора), в частности решение о самостоятельном выполнении руководителем ГАБС (администратора бюджетных средств) действий, направленных на достижение целей ВФА. В рамках принятия такого решения и проводится упрощенный ВФА.

Решение об упрощенном ВФА принимается при одновременном соблюдении следующих требований (п. 9 Стандарта «Порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА»):

а) отсутствие возможности образования субъекта ВФА;

б) отсутствие возможности передачи полномочий по осуществлению ВФА, в том числе по причине отсутствия предусмотренного абз. 2 п. 16 стандарта согласования передачи полномочий по проведению ВФА со стороны руководителя ГАБС (администратора бюджетных средств), которому могут быть переданы указанные полномочия;

в) осуществление руководителем ГАБС операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

г) наличие не более двух подведомственных администраторов бюджетных средств;

д) наличие не более трех бюджетных и (или) автономных учреждений, в отношении которых выполняются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, и (или) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в отношении которых осуществляются права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

Из разъяснений Минфина (см. Письмо от 22.06.2020 № 02-02-05/53636) следует, что при соблюдении требований, установленных в п. 9, и в соответствии с пп. «б» п. 3 Стандарта «Порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА» может быть принято решение о самостоятельном выполнении руководителем ГАБС действий, направленных на достижение целей ВФА, то есть может быть принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита.

Таким образом, в случае если соблюдены требования, установленные п. 9 Стандарта «Порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА», ГАБС вправе применить упрощенный порядок проведения ВФА.

Исходя из пп. «б» п. 11 Стандарта «Порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА» решение об упрощенном ВФА оформляется приказом или распоряжением (о самостоятельном выполнении руководителем ГАБС (администратором бюджетных средств) действий, направленных на достижение целей ВФА) и (или) путем внесения необходимых изменений в должностной регламент (должностную инструкцию) руководителя ГАБС (администратора бюджетных средств) и (или) в служебный контракт (трудовой договор), заключенный с руководителем ГАБС, с учетом положений п. 14 стандарта.

Таким образом, принятие решения оформляется:

  • или приказом (распоряжением) об упрощенном осуществлении ВФА либо о самостоятельном выполнении руководителем ГАБС (АБС) аудита;

  • или путем внесения соответствующих изменений в должностной регламент (должностную инструкцию) руководителя ГАБС (АБС) и (или) в заключенный с ним служебный контракт (трудовой договор).

При этом руководитель ГАБС (АБС), который принял решение об упрощенном ВФА, освобожден от необходимости издавать ведомственный (внутренний) акт, определяющий особенности применения стандартов ВФА, включая планирование и проведение аудиторских мероприятий(п. 15 Стандарта «Порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА»).