Автор: Макарова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральное казначейство при открытии лицевых счетов и осуществлении операций в системе казначейских платежей в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения проводит бюджетный мониторинг (ст. 242.13-1 БК РФ). Территориальные органы Федерального казначейства проводят бюджетный мониторинг в соответствии с Правилами № 2483, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 № 2483, Порядком № 214н, утвержденным Приказом Минфина России от 17.12.2021 № 214н, Порядком № 44н, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 22.12.2021 № 44н. В этом материале поговорим о мерах реагирования, которые применяет территориальный орган Федерального казначейства при выявлении признаков, включенных в классификатор признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения, утвержденный Приказом Минфина России от 01.12.2021 № 203н.

Бюджетный мониторинг проводится территориальными органами Федерального казначейства в отношении участников казначейского сопровождения при открытии таким участникам в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъекта РФ (муниципального образования) лицевых счетов, осуществлении операций по ним.

Основаниями для отказа в открытии лицевого счета участнику казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту), в частности, являются (п. 6 ст. 242.13-1 БК РФ):

1) наличие информации об участнике казначейского сопровождения в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

2) наличие в отношении участника казначейского сопровождения решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

3) нахождение юридического лица под контролем юридического или физического лица, включенного в перечни, указанные в пп. 1 п. 6 ст. 242.13-1 БК РФ, или в отношении которого вынесено решение, указанное в пп. 2 п. 6 ст. 242.13-1 БК РФ.

Основаниями для приостановления открытия лицевого счета участнику казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту) являются (п. 7 ст. 242.13-1 БК РФ):

1) наличие информации о единоличном исполнительном органе юридического лица в реестре дисквалифицированных лиц, формирование и ведение которого осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;

2) наличие информации о банкротстве юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица – производителя товаров, работ, услуг.

При наличии оснований, указанных в п. 10 ст. 242.13-1 БК РФ, территориальные органы Федерального казначейства вводят запрет осуществления операций на лицевом счете участника казначейского сопровождения.

К сведению: положения п. 6, 7, 10 ст. 242.13-1 БК РФ в части применения мер реагирования не распространяются на участников казначейского сопровождения, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по государственным (муниципальным) контрактам (Письмо Минфина России № 09-02-09/1648, Казначейства России № 07-04-05/04-479 от 14.01.2022 «О казначейском сопровождении средств»).

Далее территориальный орган Федерального казначейства при наличии оснований, указанных в п. 6, 7, 10, 11 ст. 242.13-1 БК РФ, а также при наличии признаков финансовых нарушений, если участнику казначейского сопровождения лицевой счет открывается (открыт) в территориальном органе Федерального казначейства, а государственному (муниципальному) заказчику, получателю бюджетных средств, заказчику – в финансовом органе, направляет в соответствующий орган уведомление (формы уведомления утверждены Порядком № 214н и Порядком № 44н) для направления его соответствующему государственному (муниципальному) заказчику, получателю бюджетных средств, заказчику.

Финансовый орган для осуществления операций на лицевых счетах представляет в территориальный орган Федерального казначейства распоряжения о совершении казначейских платежей после получения от данного органа информации о результатах бюджетного мониторинга в отношении региональных (муниципальных) участников казначейского сопровождения.

Финансовый орган формирует и направляет в установленном им порядке информацию о применении мер реагирования, указанных в п. 3 и 5 ст. 242.13-1 БК РФ, следующим лицам (им в финансовом органе открыты соответствующие лицевые счета):

  • региональному (муниципальному) участнику казначейского сопровождения;

  • государственному (муниципальному) заказчику;

  • получателю бюджетных средств, которому доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий или бюджетных инвестиций;

  • получателю субсидии (бюджетной инвестиции);

  • поставщику (подрядчику, исполнителю) по государственному (муниципальному) контракту, контракту (договору), осуществляющих функции заказчиков по соответствующему контракту (договору).

При осуществлении бюджетного мониторинга используются данные источников открытого хранения и распространения информации, информации, содержащейся в информационных системах Федерального казначейства, и информации, полученной Федеральным казначейством в рамках обмена информацией в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2021 № 2261, а также путем взаимодействия с региональными (муниципальными) информационными системами.