Автор: Зайцева Г.Г., редактор журнала
Журнал "Руководитель автономного учреждения" № 3/2022
С 1 июля 2022 года у заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ[1], появится возможность приобретать продукцию у малых и средних предпринимателей по принципу «электронного магазина». Такие закупки станут проводиться на электронной площадке – быстро и по упрощенной схеме. Что представляет собой новый механизм и как его использовать автономным учреждениям? Подробности – в нашей статье.
Возможность пользоваться упрощенной закупочной процедурой при работе с предпринимателями (и в силу ч. 15 ст. 8 Закона № 223-ФЗ с самозанятыми гражданами) предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323 (далее – Постановление № 2323). Этот нормативный акт внес изменения в Положение № 1352[2] в виде дополнительного п. 20(1). В нем и определяются основные принципы взаимодействия заказчика и поставщика через «электронный магазин».
Кого затронет изменение?
Новая норма, вступающая в действие 1 июля, распространится на все автономные учреждения, руководствующиеся Законом № 223-ФЗ. Ведь с начала этого года все они – вне зависимости от уровня подчинения и масштаба закупочной деятельности – должны осуществлять целевые закупки у малых и средних предпринимателей (самозанятых) и выполнять установленные объемы таких закупок (п. 2 Постановления № 1352). Часть продукции, учитываемой в данных объемах, можно будет приобретать в «электронном магазине». По мнению законодателей, этот механизм позволит расширить доступ предпринимателей к закупкам, совершаемым по Закону № 223-ФЗ, а также упростит работу заказчиков.
В «электронном магазине» совершаются закупки, предусмотренные пп. «б» п. 4 Положения № 1352, то есть проводимые с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства (самозанятых). В силу п. 5 Положения № 1352 годовой стоимостный объем договоров, заключенных по результатам названных закупок, должен быть не менее 20% годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам всех закупок. В расчете этой доли станут учитываться и закупки через «электронный магазин».
Однако пользоваться упрощенным механизмом при закупках – это право, а не обязанность заказчика (абз. 1 п. 20(1) Положения № 1352). Если потребности и целесообразности применять данный механизм нет, автономное учреждение может продолжить осуществлять закупки у предпринимателей посредством привычных процедур, прописанных в своем положении о закупке, – конкурентных способов (ст. 3.2–3.4 Закона № 223-ФЗ, п. 4 Положения № 1352) и неконкурентных (Письмо Минфина России от 22.11.2021 № 24-04-09/94110).
Что закупать в «электронном магазине»?
Пункт 20(1) Положения № 1352 не устанавливает никаких ограничений по виду или наименованию продукции, закупаемой у предпринимателей (самозанятых) в «электронном магазине». Приобретать там можно любые товары, работы, услуги. При этом надо помнить о закупках, поименованных в п. 7 Положения № 1352, – они не учитываются при расчете годового стоимостного объема заключенных с предпринимателями договоров.
Но на новый механизм все же распространяется общее правило, установленное для закупок по пп. «б» п. 4 Положения № 1352. Как сказано в его п. 8, 9, заказчики могут проводить такие закупки лишь после того, как утвердили специальный перечень товаров, работ, услуг. Перечень составляется на основании ОКПД 2 и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ)), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).
К примеру, если автономное учреждение утвердило перечень, но в нем нет бытовой электронной техники (код по ОКПД 2 – 26.4), ее нельзя заявлять как предмет закупки, проводимой исключительно среди предпринимателей и самозанятых. Следовательно, и в «электронном магазине» приобретать названную технику нельзя.
А вот по стоимости закупки ограничения есть. Согласно пп. «б» п. 20(1) Положения № 1352 цена договора, заключенного посредством закупки через «электронный магазин», не должна превышать 20 млн руб. Иными словами, новый механизм можно будет использовать только в самой низкой ценовой зоне, предусмотренной для осуществления целевых закупок у предпринимателей.
Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) – до 200 млн руб. |
Цена заключенного договора – до 20 млн руб. |
↓ |
↓ |
Заказчик обязан закупить товар, работу, услугу у малых или средних предпринимателей (п. 18 Положения № 1352) |
Заказчик вправе закупить товар, работу, услугу у малых или средних предпринимателей через «электронный магазин» (п. 20(1) Положения № 1352) |
Для сравнения отметим: в отношении исполнителей Закона № 44-ФЗ[3] механизм «электронного магазина» действует с 1 апреля 2021 года. В силу ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ данный механизм можно использовать только в отношении товаров, внесенных в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Стоимость же закупки не должна превышать 3 млн руб. Кроме того, имеются ограничения по виду деятельности заказчиков, которые вправе воспользоваться данным механизмом. Такое право есть у учреждений культуры, образовательных, физкультурно-спортивных организаций и др.
Где находится «электронный магазин»?
Использование принципов «электронного магазина» предполагает, что закупка осуществляется в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной ч. 10 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ. На это указано в пп. «а» п. 20(1) Положения № 1352.
Перечень площадок утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р[4] – их восемь. На них проводятся все электронные закупки у малых и средних предпринимателей (самозанятых) – как закупки стоимостью до 200 млн руб., совершаемые любыми предусмотренными способами на основании пп. «б» п. 4 Положения № 1352, так и закупки стоимостью до 20 млн руб., совершаемые неконкурентным способом с использованием «электронного магазина» (по п. 20(1) Положения № 1352).
По сути, «электронный магазин» – это отдельный сервис электронной площадки, которым может воспользоваться зарегистрированный на ней заказчик.
Как подготовиться к работе?
Если автономное учреждение решило воспользоваться правом приобретать продукцию через «электронный магазин», сначала оно должно внести соответствующие дополнения в свое положение о закупке. Пункт 20(1) Положения № 1352 относит такой способ к неконкурентным закупкам, хотя элементы состязательности здесь присутствуют.
В силу ч. 2 ст. 2, ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в положении нужно прописать порядок подготовки и осуществления закупок данным способом, а также порядок и условия его применения (в том числе критерии оценки предложений потенциальных поставщиков). При этом следует опираться на нормы п. 20(1) Положения № 1352 и учитывать правила проведения закупок в «электронном магазине», установленные конкретной электронной площадкой.
Если автономное учреждение обязано руководствоваться типовым положением о закупке, утвержденным органом-учредителем в силу ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, процедура внесения поправок в собственное положение удлинится. Сначала орган-учредитель должен скорректировать типовое положение, а потом АУ утверждает изменения в своем положении (или его новую редакцию) на заседании наблюдательного совета и размещает правовой акт в единой информационной системе (ЕИС).
Чтобы начать пользоваться упрощенной закупочной процедурой, надо внести все поправки и опубликовать положение о закупке в ЕИС до 1 июля 2022 года.
Если автономное учреждение намерено воспользоваться предоставленной возможностью, ему потребуется скорректировать свое положение о закупке и проверить ряд других документов.
Следующий шаг – проанализировать план закупки, утвержденный на 2022 год. В нем уже должны быть определены все целевые закупки, которые учреждение предполагает провести с участием исключительно предпринимателей и самозанятых. Напомним, что таких целевых закупок в плане на 2022 год должно быть не менее 20% годового стоимостного объема всех запланированных закупок (п. 5(1) Положения № 1352).
Те позиции, приобретение которых намечено на II полугодие текущего года и стоимость которых не превышает 20 млн руб., можно будет закупать упрощенно. Для этого потребуется внести в план поправки в части способа закупки: например, заменить «запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства», на новый способ – «неконкурентная закупка по принципу «электронного магазина», участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства».
Также нелишне пересмотреть утвержденный перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются исключительно у предпринимателей (самозанятых). При необходимости в него можно добавить актуальные позиции.
Как проводить закупки в «электронном магазине»?
Алгоритм закупки через «электронный магазин» отличается от того, что предусмотрен для электронных закупок, совершаемых конкурентными способами. Согласно пп. «в» – «ж» п. 20(1) Положения № 1352 последовательность действий такова:
-
участник закупки (малый или средний предприниматель, самозанятый) размещает на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги;
-
заказчик публикует на электронной площадке информацию о закупаемом товаре, работе, услуге, требования к ним, а также к участнику закупки из числа предпринимателей и самозанятых;
-
оператор электронной площадки определяет из состава предварительных предложений те, которые соответствуют требованиям заказчика;
-
из отобранного оператором электронной площадки списка заказчик согласно критериям оценки, утвержденным в положении о закупке, выбирает участника (участников) закупки, с которым (которыми) заключается договор (договоры);
-
заказчик с использованием функционала электронной площадки заключает с поставщиком (поставщиками) договор (договоры) на условиях, соответствующих своим требованиям и предложению поставщика.
То есть в тот момент, когда заказчик начинает закупку, в «электронном магазине» уже находятся сформированные предложения поставщиков. На эту особенность указывается в пояснительной записке к проекту Постановления № 2323: новый механизм предусматривает предварительное размещение участниками закупок заявок-оферт и выбор заказчиком подходящего предложения.
Кроме того, процедура отбора и направления заказчику предварительных предложений поставщиков станет осуществляться автоматически – такую работу сделает сама система. За счет этого закупочные процедуры в «электронном магазине» будут короче, нежели традиционные конкурентные процедуры.
В силу п. 27 Положения № 1352 при проведении неконкурентной закупки по пп. «б» п. 4 Положения № 1352 (а сюда относятся и закупки в «электронном магазине») срок заключения договора по общему правилу не должен превышать 20 дней со дня принятия заказчиком решения о заключении договора.
В течение 3 рабочих дней со дня заключения договора, в том числе заключенного по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на сумму свыше 100 тыс. руб. (свыше 500 тыс. руб. – при годовой выручке за отчетный финансовый год более 5 млрд руб.) необходимо внести соответствующие информацию и документы в реестр договоров. Эта обязанность заказчика закреплена в ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ.
Оплатить исполнение договора (его отдельного этапа), заключенного по результатам закупки на основании пп. «б» п. 4 Положения № 1352, нужно не позднее 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (п. 28 Положения № 1352).
Заключение
По замыслу законодателей, закупки в «электронном магазине» станут проходить быстрее и проще, чем традиционные закупочные процедуры. Некоторые этапы процедуры будут автоматизированы, а заказчикам останется лишь сделать окончательный выбор поставщика (конечно, при наличии в «магазине» нужных предложений).
До 1 июля – дня начала действия рассматриваемой поправки – время на подготовку есть. Если автономное учреждение намерено воспользоваться предоставленной возможностью, ему потребуется скорректировать свое положение о закупке и проверить ряд других документов.
Новый механизм может быть полезен автономным учреждениям. Как показали результаты мониторинга[5], проведенного Минфином, автономные и бюджетные учреждения активнее других заказчиков ведут закупочную деятельность, но проводят более мелкие закупки. Основная часть этих закупок как раз укладывается в стоимостный диапазон до 20 млн руб.
[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
[2] Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее также – Постановление № 1352).
[3] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[4] «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ».
[5] «Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2020 году». Размещен на официальном сайте minfin.ru в разделе «Деятельность / Контрактная система / Мониторинг закупок».