Автор: С. Г. Новиков

Журнал "Налоговая проверка" № 6/2015

Действующим законодательством предусмотрена обязанность налогоплательщиков и налоговых агентов уплачивать законно установленные налоги. Как показывает практика, в большинстве случаев уплата налогов и сборов проходит в штатном режиме, но бывают исключения. Об отдельных проблемах, возникающих при уплате налогов, пойдет речь в данном материале.

Общие положения по уплате налогов и сборов

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик в случаях, предусмотренных НК РФ, и участник КГН вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику КГН) требования об уплате налога.

Мы привели нормы действующего налогового законодательства по уплате налогов и сборов. Казалось бы, никаких сложностей при уплате налоговых платежей нет: налогоплательщик их уплачивает сам (за исключением определенных случаев) и в установленный срок. Но многообразие практических ситуаций зачастую противоречит нормам: всегда ли действия налогоплательщиков соответствуют налоговому законодательству? Рассмотрим возникающие проблемы.

Проблема 1: налогоплательщик не может сам уплатить налог, кто вправе сделать это за него?

Согласно положениям п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Что следует понимать под словом «самостоятельно» в данном случае?

Еще в Определении КС РФ от 22.01.2004 № 41-О было сказано: положения п. 1 и 2 ст. 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме – безналичной или наличной – происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.

Изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат.

Из этого можно сделать следующий вывод: налогоплательщик обязан уплатить налог только сам и за свой счет. Однако, к сожалению, не всегда налогоплательщик может уплатить налог сам в силу разных причин, и это не означает, что он не хочет его уплатить – просто нет возможности. Какие выходы из создавшегося положения есть?

В данном случае надо разделять налогоплательщиков – физических лиц и налогоплательщиков – юридических лиц.

Начнем с налогоплательщиков – физических лиц. Налогоплательщики – физические лица вправе уплатить налоги как безналичным способом путем перевода со своего счета или посредством банковской карты, так и наличными денежными средствами через банк.

Налоговым кодексом предусмотрена возможность для налогоплательщиков – физических лиц уплачивать налоги через банки, кассы местных администраций, организации федеральной почтовой связи. Кроме того, уплата налогов может осуществляться физическим лицом через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС (Письмо Минфина РФ от 22.04.2015 № 03-02-08/22997).

При этом физические лица обязаны уплачивать налоги и сборы только сами, вместо них уплатить налоги никто не может. Действующим налоговым законодательством не предусмотрена возможность уплаты налогов третьими лицами, в том числе близкими родственниками, за налогоплательщиков (Письмо Минфина РФ от 22.04.2015 № 03-02-08/22997).

Данное правило менять не собираются: поскольку в настоящее время Кодексом предусмотрено достаточно способов уплаты самостоятельно налогоплательщиками и плательщиками сборов налогов и сборов, в том числе в электронной форме, представляется нецелесообразным внесение изменений в Кодекс, предусматривающих уплату налогов и сборов близкими родственниками за налогоплательщиков и плательщиков сборов (Письмо Минфина РФ от 13.11.2014 № 03-02-08/57320, от 22.12.2014 № 03-02-08/66327).

Обратите внимание:

Независимо от способа уплаты налога сам факт уплаты должен быть подтвержден документально. При этом документы должны содержать информацию, позволяющую идентифицировать налогоплательщика, то есть такую, по которой можно четко установить, что причитающаяся сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком. При составлении распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ указываются реквизиты налогоплательщика, в том числе для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии) и адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии места жительства).

Что касается налогоплательщиков – юридических лиц, то они не могут уплачивать налоги и сборы наличными денежными средствами, минуя расчетный счет организации.

Статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Федеральный закон № 395-1) установлено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. Осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.

Согласно Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее – Положение № 383-П) наличные денежные средства в уплату налоговых платежей также принимаются кредитными организациями только от физических лиц.

Данные положения соответствуют п. 3 ст. 45 НК РФ, согласно которому возможность внесения наличных денежных средств в банк, кассу местной администрации либо организацию федеральной почтовой связи предусмотрена только для физических лиц.

Юридическими лицами уплата налогов и сборов в бюджетную систему РФ должна производиться в безналичной форме путем предъявления в банк поручения на уплату налога с расчетного (текущего) счета организации.

Но возникают ситуации, когда организация не может уплатить налог со своего расчетного счета. Как правило, причиной является либо отсутствие денежных средств на расчетном счете, либо в картотеке находятся требования на уплату других обязательных платежей. Бывает, что при ликвидации юридического лица счет в банке закрыли раньше, чем уплатили налоги. Что делать в такой ситуации?

Может ли физическое лицо уплатить налог за юридическое лицо через кассу банка? Ответ на этот вопрос однозначный – нет. Денежные средства, уплаченные физическим лицом за юридическое лицо, не могут быть отражены налоговым органом в счет уплаты налоговых платежей, в том числе задолженности по ним, за организацию (Письмо Минфина РФ от 24.10.2013 № 03-02-07/1/44732, Письмо ФНС РФ от 31.03.2015 № БС-4-11/5231@).

А если это не просто физическое лицо, а уполномоченный представитель юридического лица и у него есть соответствующая доверенность на уплату налогов, то вправе ли данное лицо уплатить налоги за организацию?

Главой 4 НК РФ предусмотрено участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Однако Налоговым кодексом не предусмотрена уплата налогов представителем налогоплательщика-организации наличными деньгами за этого налогоплательщика.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком в случаях, указанных в п. 3 ст. 45 НК РФ. Налоговым кодексом не предусмотрена уплата налогов организацией без открытия счета в банке. Возможность уплаты налогов наличными денежными средствами предусмотрена только для физических лиц (Письмо Минфина РФ от 05.03.2015 № 03-01-11/11754).

У нас остались без внимания налогоплательщики – индивидуальные предприниматели. К кому их отнести в этом случае: к юридическим или к физическим лицам?

Индивидуальный предприниматель, являясь в соответствии с положениями НК РФ налогоплательщиком, обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В соответствии со ст. 58 НК РФ уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. И в этом случае обязанность по уплате налога будет считаться исполненной (Письмо ФНС РФ от 21.07.2014 № СА-2-14/518@).

Таким образом, в части исполнения обязанности по уплате налогов индивидуальные предприниматели приравнены к физическим лицам. Соответственно, они могут уплачивать налоги как через расчетный счет в банке, так и наличными денежными средствами через банк, минуя расчетный счет.

Один из случаев, когда налогоплательщик сам не имеет возможности уплатить налог, рассмотрен в Письме ЦБ РФ от 02.02.2015 № 017-45-5/847: налогоплательщик находится за пределами РФ. Как уплатить налог в этом случае?

Перевод денежных средств, при котором плательщик или получатель денежных средств находится за пределами РФ, является трансграничным переводом и законодательством о национальной платежной системе и нормативными актами Банка России не регулируется.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона № 395-1 кредитная организация осуществляет международные расчеты в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.

В связи с этим перевод денежных средств в бюджетную систему РФ плательщиком, находящимся на территории иностранного государства, может быть осуществлен через счет банка, имеющего корреспондентские отношения с банком, находящимся на территории иностранного государства, в соответствии с договорными отношениями и при наличии реквизитов получателя средств и банка получателя.

При этом в целях идентификации плательщика и платежа в бюджетной системе РФ распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ должно содержать информацию, установленную Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», которая в соответствии с п. 2 приказа должна быть предоставлена плательщику налога или сбора в бюджетную систему РФ соответствующим налоговым органом, администрирующим указанные платежи.

В соответствии с примечанием 6 приложения 1 к Положению № 383-П допускается указание латинскими буквами информации о плательщике, получателе средств, банках и назначении платежа без построчного перевода на русский язык банками при осуществлении перевода денежных средств с участием нерезидентов, в том числе банков-нерезидентов.

Таким образом, есть выход и из данной ситуации.

Проблема 2: у банка, в который представлены платежки на уплату налогов, отозвана лицензия

Отзывом лицензии у банка сегодня никого не удивишь. И далеко не всегда юридические лица и индивидуальные предприниматели заранее знают, как обстоят дела у банка и когда у него отзовут лицензию. При этом налоги уплачиваются регулярно.

Ситуация, когда налогоплательщик представил в банк платежные поручения на уплату налогов, а банк их не исполнил в связи с отзывом лицензии или началом процедуры банкротства, сегодня очень актуальна. Будет ли в данном случае выполнена обязанность налогоплательщика по уплате налога в бюджет?

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Аналогичный порядок предусмотрен и для физических лиц (пп. 1.1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Вот какой позиции придерживаются по данному вопросу контролирующие органы.

В соответствии с Постановлением КС РФ от 12.10.1998 № 24-П в истолковании, изложенном в Определении от 25.07.2001 № 138-О, его правовая позиция о признании уплаченным налога юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.

Это предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков.

Государство в лице своих налоговых органов и других органов должно осуществлять контроль порядка исполнения банками публично-правовой функции по перечислению налоговых платежей в бюджет. В связи с этим в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов налоговые органы вправе осуществлять контроль исполнения налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и в случае выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты.

Приказом ФНС РФ от 05.12.2014 № ММВ-7-8/613@ утвержден Порядок учета сумм обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленных банком в бюджетную систему Российской Федерации.

К сведению:

В данном случае под суммами обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленными банком в бюджетную систему РФ, понимаются денежные средства налогоплательщика, в отношении которых:

  • налогоплательщик предъявил в банк платежное поручение при наличии на счете достаточного денежного остатка на день платежа;
  • налогоплательщик – физическое лицо передал в банк поручение на перечисление без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;
  • налогоплательщик – физическое лицо внес в банк наличные денежные средства;
  • зачисленные банком на балансовый счет № 47418 («Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации из-за недостаточности средств») или иной счет, в результате чего денежные средства налогоплательщика не поступили на счета по учету доходов бюджетов.

Как рекомендует Минфин в Письме от 16.03.2015 № 03-02-07/1/13884, для целей рассмотрения вопроса о признании обязанности по уплате налоговых платежей в бюджетную систему РФ исполненной и учета сумм, не перечисленных банками в бюджетную систему РФ, налогоплательщику следует обратиться в УФНС по субъекту РФ.

По каждому факту получения информации о суммах, не перечисленных банком, территориальный налоговый орган проводит комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений, связанных с исполнением банками платежных поручений налогоплательщиков на перечисление обязательных платежей в бюджетную систему РФ, а также выявление и систематизацию признаков недобросовестности налогоплательщиков при осуществлении ими уплаты налогов (сборов).

Результаты проведенных налоговыми органами указанных в названном порядке мероприятий и принятые решения комиссией УФНС по субъекту РФ отражаются в карточке «Расчеты с бюджетом» налогоплательщика.

В случае невозможности взыскания соответствующих сумм с банка в связи с отзывом лицензии или началом процедуры банкротства территориальные налоговые органы предпринимают действия по включению указанной задолженности в реестр требований кредиторов путем предъявления требований временной администрации или конкурсному управляющему кредитной организации в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, вопрос о признании обязанности налогоплательщика по уплате налогов исполненной подлежит рассмотрению уполномоченным налоговым органом в вышеуказанном порядке.

Итак, положения Налогового кодекса не связывают факт признания обязанности по уплате налогов и взносов исполненной с фактическим перечислением банком денежных средств в бюджет. В данном случае правовое значение имеет факт добросовестного совершения плательщиком всех предусмотренных законом действий, направленных на исполнение обязанности по уплате налогов и взносов в бюджет.

Вопрос о правомерности действий налоговых органов по взысканию налогов в случаях списания обязательных платежей с расчетного счета налогоплательщика, но незачисления их в бюджетную систему РФ, а также действий по отказу в признании обязанности по уплате налога исполненной неоднократно был исследован судами. Арбитражные суды признают обязанность налогоплательщика по уплате налога неисполненной только при наличии доказательств недобросовестности налогоплательщика и плательщика взносов при направлении платежных поручений в банк.

Сам по себе факт отзыва лицензии у банка не является основанием для вывода о недобросовестности действий налогоплательщика и не свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей.

В случае исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога соответствующие суммы не могут рассматриваться как недоимка, в связи с чем в данном случае повторное взыскание с налогоплательщика налогов является неправомерным.

В соответствии с п. 1 ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

При этом при неисполнении банком поручения на перечисление налога в бюджетную систему РФ к указанному банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК РФ, а за счет иного имущества – в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 22.1 Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций уполномоченный орган формирует требования налогоплательщиков, добросовестно исполнивших обязанность по уплате налогов и сборов, чьи денежные средства были списаны с расчетного счета, но не поступили в бюджетную систему РФ, и предъявляет их временной администрации кредитной организации, назначаемой Банком России, с приложением необходимых документов для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.

При этом ФНС отмечает, что в случаях установления наличия в действиях налогоплательщика получения необоснованной налоговой выгоды, а именно преднамеренного использования расчетных счетов, открытых в «проблемном» банке, для перечисления обязательных платежей, налоговым органам необходимо в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ на основании документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) направлять в адрес налогоплательщика требование об уплате обязательных платежей (Письмо ФНС РФ от 22.05.2014 № СА-4-7/9954).

На практике налоговые органы не спешат признать обязанность налогоплательщика по уплате налога исполненной в случае отзыва лицензии у банка, то есть когда платежные поручения на уплату налога предъявлены в банк, а денежные средства до бюджета не дошли. Налогоплательщики пытаются доказать свою презумпцию невиновности в суде, но не всегда им это удается. В качестве примера приведем несколько судебных решений, в которых налогоплательщику (налоговому агенту) не удалось убедить налоговый орган и суд в добросовестности своих действий (см. таблицу). Отметим, что во всех приведенных решениях суд отклонил довод налогоплательщика о его неосведомленности относительно нестабильного положения банка.

Судебное решение, в котором суд счел действия налогоплательщика (налогового агента) недобросовестными

Аргументы налогового органа, принятые судом, доказывающие недобросовестность действий налогоплательщика по уплате налогов

Постановление АС МО от 03.08.2015 по делу № А40-140782/2014

  • на момент проведения спорных платежей у общества имелись расчетные счета в других банках;
  • в течение всего года, в котором произведен спорный платеж, платежи осуществлялись заявителем исключительно с расчетных счетов, открытых в других банках;
  • обществом уплачен налог в размере, в значительной степени превышающем действительную налоговую обязанность (больше чем в 25 раз). Ранее общество не исполняло свои налоговые обязательства путем заблаговременного внесения авансовых платежей

Постановление АС МО от 14.04.2015 по делу № А40-67533/14

  • у налогоплательщика не было обязанности по уплате налогов в тех размерах, которые были предъявлены к уплате платежными поручениями;
  • произведенные обществом платежи по налогам превышают исчисленные к уплате суммы налогов в несколько раз;
  • обществом за весь период деятельности никогда не уплачивались налоги в миллионных размерах, уплата налогов за 1,5 – 3,5 месяца до наступления срока уплаты не характерна для общества

Постановление АС СЗО от 03.09.2015 по делу № А56-84524/2014

  • при наличии переплаты по налогу общество направило в «проблемный» банк платежное поручение по налогу задолго до наступления срока уплаты налога, до окончательного формирования налоговой базы по данному налогу и в размере, значительно превышающем предстоящий платеж, чего ранее налогоплательщик никогда не делал;
  • до перечисления обществом денежных средств информация о нестабильном положении банка, в том числе о падении его рейтинга кредитоспособности до «негативного», приближении показателей мгновенной и текущей ликвидности к минимально допустимым критическим пределам, сокращении объема клиентских средств, была опубликована в средствах массовой информации и в Интернете

Постановление АС СЗО от 06.08.2015 по делу № А56-37501/2014

 

  • платежное поручение составлено для уплаты налога ранее установленного срока;
  • общество ранее и в последующем не совершало досрочное погашение налоговых обязательств;
  • из анализа расчетов с бюджетом следует наличие у общества переплаты по данному виду налога на дату платежа;
  • кроме счета в «проблемном» банке, заявитель использовал при ведении хозяйственной деятельности счета в иных кредитных организациях;
  • общество активно использовало другой счет, открытый в другом банке

* * *

В статье рассмотрены следующие проблемы, связанные с уплатой налогов и сборов:

  • кто вправе уплатить налоги за налогоплательщика, если он сам этого сделать не может;
  • как решается вопрос об исполнении обязанности по уплате налогов, если налогоплательщик предъявил платежное поручение в банк, а у банка отозвали лицензию.