Автор: Наталия Кованная, ведущий бухгалтер отдела бухгалтерского учета «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», июль 2021

В 2021 г. ФНС ввела новый, временный, порядок сверки по налогам и сборам (письмо от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990). Узнайте, как инициировать сверку с налоговой по новым правилам. А не ждать, пока налоговая сама инициирует процедуру.

Когда может возникнуть потребность в добровольной сверке

Организация запускает сверку, если хочет убедиться, что перечислила в бюджет все необходимые налоги и сборы и за ней нет задолженности.

Есть смысл сверяться, если организация переезжает (меняет ИФНС) либо ликвидируется или реорганизуется. Дело в том, что сейчас сверка в таких случаях не обязательна (приказ ФНС от 20.12.2018 № ММВ-7-19/822). Но, например, при переезде у новой ИФНС могут возникнуть вопросы по расчетам с бюджетом. И будет дальновидным шагом заранее получить акт сверки в своей первой налоговой, чтобы подкрепить свою позицию не словами, а документом.

Что сверять

Максимальный период, за который можно сверить расчеты, – три календарных года. Период должен непосредственно предшествовать году проведения сверки.

Как физически проходит сверка

Плательщик направляет в свою налоговую заявление по форме из письма ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644. Возможных способов подачи несколько:  

  • лично, 

  • через МФЦ – это новая возможность! 

  • по почте, 

Далее налоговая инспекция формирует сверку.

Если в заявлении не указали период сверки расчетов, ФНС сформирует результаты за период с 1 января текущего года по дату получения заявления.

Если в заявлении не указали КБК, по которым нужна сверка, ФНС проводит сверку по всем КБК, по которым были оплачены налоги, сборы и взносы.

ФНС может отказать в сверке, если:  

  • обратились в ИФНС не по месту учета, 

  • указали КБК по тем налогам, по которым нет оплат, 

  • если в заявлении на сверку нет полных реквизитов плательщика, 

  • если заявление подали через представителя, не уполномоченного приказом или доверенностью. 

Письмо-отказ в проведении сверки ФНС направляет в течение 5 дней со дня получения заявления на сверку, с обоснованием причины отказа.  

Если данные организации отличаются от данных ФНС, то тогда налоговая сверяет данные из своих информационных ресурсов с данными из первичных документов организации.

Сколько времени занимает сверка 

Раньше срок сверки составлял 10 рабочих дней с даты регистрации заявления. Если были разногласия, срок увеличивали до 15 рабочих дней. Это правило отменили.

Первичный акт сверки налоговая отправляет плательщику, как и раньше, в 30-дневный срок. Если вы с чем-то не согласны, направляете в налоговую акт сверки с разногласиями. Ответ на свой акт получите в течение 30 календарных дней с даты его регистрации в ФНС.

Новый порядок не предусматривает каких-либо особенностей проведения сверки для крупнейших налогоплательщиков. Процедура едина для всех категорий. Перестало действовать требование об обязательной ежеквартальной сверке с крупнейшими налогоплательщиками. 

Таблица. Какие документы можно получить от налоговой при сверке

Документ

Назначение

Справка об исполнении обязанности по уплате налогов

Чаще всего нужна для предоставления в сторонние организации. Ее могут запросить банк, организаторы тендера / госзакупок. 

Из справки видно, имеется ли у организации задолженность перед бюджетом.

Если да, надо смотреть справку о состоянии расчетов с бюджетом

Справка о состоянии расчетов с бюджетом

Содержит информацию о том, по каким налогам, взносам, пеням или штрафам имеется задолженность и в каком размере

Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам

Собственно итог сверки. Позволяет выявить налогоплательщику, перечислены ли необходимые суммы налогов и сборов, нет ли задолженности у организации, не начисляются ли организации штрафы и пени за неуплаченные вовремя налоги