Автор: А.А. Рудаков
ООО «М-СТАЙЛ»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс

В практической деятельности встречаются юридические «ляпы» или нонсенсы, о которых никто не задумывается.

Часть заголовка настоящей публикации не случайно содержит выражение «такого не может быть», поскольку с юридической точки зрения такие юридическоие нонсенсы действительно вообще не могут быть.

Давайте рассмотрим два юридических «ляпа» или нонсенса.

Передача прав по акту приема-передачи

В соотвептствии с п. 1 ст. 1235 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту — ГК РФ) по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Согласно п. 1 ст. 1238 ГК РФ при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор).

В целях фиксации передачи права использования в рамках лицензионного или сублицензионного договора на практике стороны договора стали подписывать акт приема-передачи прав. Акт приема-передачи прав на практике стал документом, в котором дата его подписания сторонами определяет момент предоставления лицензии на основании лицензионного (сублицензионного) договора.

Права, принадлежащие какому-либо субъекту, носит нематериальный, неовеществленный характер. При переходе прав от субъекта к субъекту в юридическом смысле права не приобретают материальный характер.

Акт приема-передачи представляет собой документ, удостоверяющий передачу чего-либо.

Когда мы говорим о передаче чего-то материального, например, товара, то обоснованно говорить о фактической передаче товара по акту приема-передачи, так как передача происходит физически от субъекта к субъекту.

Когда мы говорим о передаче прав, то в силу их нематериального характера права не могут передаваться от субъекта субъекту физически по акту по аналогии с товаром. Поэтому передача права использования по акту приема-передачи является юридическим нонсенсом.

Более удачным вариантом являлся акт о предоставлении права использования, который констатирует факт предоставления права, хотя он тоже не бесспорен.

На самом деле ни акт приема-передачи прав, ни акт о предоставлении права вообще не нужно изначально.

Возникает вопрос: почему вообще появились такие акты? Эти акты появились, как минимум, по двум причинам: во-первых, дата подписания сторонами акта приема-передачи прав (акта о предоставлении права) являлась и является исходным моментом для исчисления срока предоставления лицензии, а также налогового и бухгалтерского учета, во-вторых, из-за путаницы в терминологии.

Исходя из п. 1 ст. 1235 и п. 1 ст. 1238 ГК РФ, само заключение лицензионного (сублицензионного) договора уже означает предоставление права использования. То есть для предоставления права использования не нужно дополнительно подписывать какие-либо акты.

Таким образом, предоставление права использования происходит в момент подписания сторонами лицензионного (сублицензионного) договора.

Лицензиат (сублицензиат), получивший от лицензиара (лицензиата) право использования, должен фактически получить указанное право в целях его практической реализации. Чтобы лицензиат (сублицензиат) смог воспользоваться полученным правом, недостаточно только подписания лицензионного (сублицензионного) договора. Дело в том, что предоставление права использования связано с каким-либо результатом интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации, который лицензиат (сублицензиат) будет фактически использовать в пределах, определенных соответствующим лицензионным (сублицензионным) договором.

В качестве примера результата интеллектуальной деятельности для цели дальнейшего анализа возьмем программное обеспечение.

Чтобы лицензиат (сублицензиат) смог реализовать свое право использования программного обеспечения в рамках лицензионного (сублицензионного) договора, соответствующее программное обеспечение должно быть передано лицензиаром (лицензиатом) лицензиату (сублицензиату). Без такой передачи программного обеспечения вообще теряет смысл заключение лицензионного (сублицензионного) договора и, соответственно, предоставление лицензии.

Способы передачи программного обеспечения могут быть разные: передача на материальном носителе (CD-диске, DVD-диске), скачивание с сайта с получением паролей или ключей доступа, направление прикрепленных файлов через Интернет.

Таким образом, передача лицензиаром (лицензиатом) лицензиату (сублицензиату) программного обеспечения является неотъемлемым фактическим действием в рамках предоставленной лицензии.

Поскольку до момента передачи программного обеспечения лицензиат (сублицензиат) не может реализовать свое право использования программного обеспечения, то невозможно говорить о предоставлении лицензии в полной мере, несмотря на уже заключенный лицензионный (сублицензионный) договор.

Следовательно, предоставление лицензии представляет собой юридическую совокупность, включающую заключение лицензионного (сублицензионного) договора, влекущее предоставление право использования программного обеспечения, и передачу программного обеспечения. Предоставление только права использования программного обеспечения без его передачи не может являться предоставлением лицензии в полной мере.

Соответственно, именно с даты передачи программного обеспечения будет исчисляться срок, на который предоставлена лицензия, в юридическом смысле, а также для целей бухгалтерского и налогового учета.

Поскольку предоставление лицензии является состоявшимся только с даты передачи программного обеспечения, то как раз именно такая передача должна быть зафиксирована документально. Таким документом является акт приема-передачи программного обеспечения, в котором, как минимум, констатируется передача программного обеспечения со ссылкой на соответствующий лицензионный (сублицензионный) договор, указывается наименование программного обеспечения, количество его экземпляров, способ его передачи, сумма лицензионного вознаграждения и порядок его уплаты.

Передача программного обеспечения по акту приема-передачи вне зависимости от способа его передачи является нормальным в юридическом плане.

Исходя из вышеизложенного, предоставление лицензии в отношении использования программного обеспечения в рамках лицензионного (сублицензионного) договора включает:

  • заключение лицензионного (сублицензионного) договора между лицензиаром (лицензиатом) и лицензиатом (сублицензиатом), влекущее предоставление права использования программного обеспечения;

  • передачу программного обеспечения по акту приема-передачи.

Следовательно, не требуется подписание акта приема-передачи прав или акта о предоставлении права использования, или подобного акта с дрругим наименованием. В рассмотренном примере достаточно подписания лицензионного (сублицензионного) договора и акта приема-передачи программного обеспечения.

Определение условий поставки товара в товарной накладной

В соответствии с п. 1 ст. 429.1. ГК РФ рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

Одним из способов определения конкретных условий поставки товара (наименование, ассортимент, количество, цена товара) стороны рамочного договора поставки считают товарные накладные (как правило, формы ТОРГ-12) , о чем прямо указывают в договоре.

Согласно Альбому унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденному Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 №132, товарная накладня по форме ТОРГ-12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом, товарная накладная является документом, подтверждающем непосредственно фактическую поставку товара поставщиком покупателю, условия которой уже согласованы до поставки.

Следовательно, товарная накладная не может определить условия поставки товара по рамочному договору поставки. Причем, даже если стороны не подписывают рамочного договора поставки, а согласовывают условия поставки другими способами — например, выставленный поставщиком счет на оплату и его оплата (акцепт) покупателем, то все равно не изменяется значение товарной накладной — она подтвеждает фактическую поставку товара на уже согласованных заранее условиях.

Исходя из вышеизложенного, товарная накладная не может определять условия поставки товара.

21.08.2017г.