Автор: Чагин К. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как правильнее отразить в уставе автономного учреждения предмет и цели его деятельности?

Определение в уставе предмета и целей деятельности учреждения – очень важный момент при формировании устава. Ведь согласно федеральному законодательству автономные учреждения вправе осуществлять свою деятельность только в соответствии с предметом и целями, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в четко установленных сферах (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ). То есть когда какая-либо деятельность фактически осуществляется учреждением, но не соотносится с тем, что написано в уставе, это становится нарушением законодательства.

Правда, прописывать в уставе любые предметы и любые цели деятельности тоже нельзя. Как следует из приведенной формулировки, они должны быть взяты из федеральных законов.

Сначала обратимся к понятию «предмет деятельности» – здесь обычно понимается сфера деятельности организации. Следовательно, предметом деятельности детской школы искусств может быть «образование», дома-интерната для престарелых и инвалидов – «социальная защита» или «социальное обслуживание», больницы – «здравоохранение» и т. д. Для определения предмета рекомендуется использовать названия тех сфер, в которых федеральным законодательством разрешается деятельность автономных учреждений (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Кроме того, при определении предмета деятельности надо помнить, что в уставе также должны прописываться ее цели и виды. Значит, все эти понятия должны разграничиваться в уставе, а не совпадать друг с другом, как нередко бывает.

Что касается понятия «цели деятельности», здесь должна быть прямая связь с положениями федеральных законов. В части 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ говорится, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в установленных сферах. То есть целями деятельности автономного учреждения могут быть не какие-то абстрактные устремления, а реализация конкретных полномочий, которые определены федеральным законодательством в отношении учредителей этих учреждений. Собственно, АУ и нужны учредителям для того, чтобы с их участием реализовывать свои полномочия.

Полномочия же разных уровней государственной власти и органов местного самоуправления обозначены в федеральных законах, которые могут быть как отраслевыми, так и «надотраслевыми». В частности, в федеральном законодательстве об образовании четко разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти, региональных органов власти и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (ст. 6 – 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании). В «надотраслевых» федеральных законах тоже прописаны («общим списком») различные полномочия в разных сферах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, ст. 14 – 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Закон № 131-ФЗ)).

Формулировки из приведенных законов и надо использовать при описании целей деятельности АУ в его уставе. Придумывать самим ничего не нужно. К примеру, правильно сформулированной целью деятельности такого автономного учреждения, как муниципальная библиотека городского или сельского поселения, будет «библиотечное обслуживание населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов» (на основании п. 11 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ). А для муниципального дома культуры этого же поселения целью деятельности станет «организация досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры» (в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ).

К сведению: когда какая-либо деятельность фактически осуществляется автономным учреждением, но не соотносится с тем, что написано в уставе, это нарушение законодательства.

Цель деятельности автономного учреждения может быть не одна. Если тот же муниципальный дом культуры сельского или городского поселения занимается еще и изучением, популяризацией местных народных художественных промыслов, вторая цель его деятельности будет сформулирована так: «развитие местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении» (на основании п. 13.1 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ). В данном примере автономное учреждение может функционировать для реализации сразу нескольких полномочий своего учредителя. Самое главное, чтобы любая цель деятельности АУ, прописанная в его уставе, соотносилась с тем или иным конкретным полномочием, установленным федеральным законодательством для его учредителя (органа государственной власти или местного самоуправления).

Отметим: если для учреждения в уставе определяется несколько целей деятельности, предмет его деятельности должен в полной мере соответствовать этим целям. Скажем, когда перед муниципальным домом культуры сельского или городского поселения ставится третья цель «развитие на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, проведение официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения» (в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ), предмет его деятельности должен быть определен так: «культура, физическая культура и спорт». Народные художественные промыслы в данном случае можно отнести к понятию «культура».