Автор: М. С. Звягинцева

Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение" № 7/2015

Законодатели хотят, чтобы розничные продавцы алкоголя вели журнал учета розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Но начало введения данной обязанности неоднократно откладывалось (предполагалось, что продавцы должны будут вести этот журнал с декабря 2014 года, с июля 2015 года, теперь – с января 2016 года). Причин тут несколько: во-первых, предприятия розничной торговли просто не готовы вести учет продаж алкоголя по правилам, установленным Приказом Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 № 153, во-вторых, правила заполнения журнала написаны таким образом, что оставляют много вопросов без ответа[1]. Но обо всем по порядку.

Приказ Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164 (далее – Приказ № 164) был опубликован 22 июня 2015 года. Данным приказом отменен Приказ № 153 того же ведомства, которым были утверждены горячо обсуждаемая форма журнала учета объема продажи алкоголя, а также порядок ее заполнения, и утверждены новая форма журнала и порядок ее заполнения. Прокомментируем этот документ.

В соответствии с новыми правилами журнал подлежит заполнению по месту осуществления деятельности:

  • организациями, торгующими алкогольной и спиртосодержащей продукцией в розницу;
  • индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и напитков, изготовленных на основе пива, сидра, пуаре, медовухи, и спиртосодержащей продукции.

Под местом осуществления деятельности понимаются все обособленные подразделения торговой организации, через которые она реализует алкогольную продукцию. Иными словами, журнал учета должен вестись в каждом магазине.

Журнал может быть заполнен либо на бумажном носителе, либо в электронном виде с использованием программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Применяться в обязательном порядке журнал учета должен с 1 января 2016 года. И прежде чем комментировать документ дальше, представим обновленную форму журнала.

Журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

Наименование организации,

Ф. И. О. индивидуального предпринимателя ___________________________

ИНН/КПП организации,

ИНН индивидуального предпринимателя _____________________________

Адрес места осуществления деятельности

организацией, индивидуальным предпринимателем ___________________

№ 
п/п

Дата розничной продажи

Штриховой код

Наименование продукции

Код вида продукции

Емкость (л)

Количество (штук)

1

2

3

4

5

6

7

             
             

Итого


Порядок заполнения журнала

Итак, первое, что бросается в глаза, – форма журнала намного упрощена: вместо 15 граф, которые содержал журнал ранее, всего семь. Если раньше предполагалось, что организация в журнале будет показывать как приход на предприятие алкогольной продукции, так и ее расход, теперь только расход. Причем согласно утратившим силу правилам операции по поступлению и расходу должны были отражаться даже при перемещении алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации. В соответствии с новыми правилами основание для внесения записей в журнал – факт продажи алкогольной продукции или факт вскрытия транспортной тары (в том числе многооборотной), используемой для поставки и последующего разлива продукции потребителям.

Новыми правилами урегулирован вопрос о том, каким образом в журнале учитывается продукция, продаваемая на разлив, например пиво из кеги. Ранее эксперты высказывали два мнения: по мере реализации каждой потребительской тары (например, 1 л пива) и после реализации целой кеги. Правила, установленные Приказом № 164, говорят о другом – запись в журнал заносится по факту вскрытия кеги.

Следующий немаловажный момент. Камнем преткновения при обсуждении Приказа № 153 были формулировки п. 4, согласно которым журнал должен был заполняться по мере совершения хозяйственных операций. Опять же между экспертами возникли разногласия. По мнению одних, запись в журнал должна заноситься непосредственно после реализации алкоголя покупателю (актуально для ситуации, если журнал ведется на бумажном носителе). По мнению других – не будет ошибкой, если журнал будет заполнен не в момент продажи, а, например, в конце рабочего дня.

По новым правилам журнал заполняется не позднее следующего дня после факта розничной продажи каждой единицы потребительской тары алкогольной продукции либо по факту вскрытия транспортной тары, в том числе многооборотной. Безусловно, такой порядок существенно облегчит работу продавцов, ведь им не нужно будет делать запись в журнале после продажи каждой бутылки (иной тары) алкогольной продукции. Но обратите внимание, что один день «передыху» дается именно для случаев продажи продукции. При вскрытии многооборотной тары запись вносится сразу.

Прокомментируем порядок заполнения каждой графы журнала:

1) в графе 1 указывается номер записи по порядку;

2) в графе 2 – дата розничной продажи каждой единицы алкогольной или спиртосодержащей продукции либо дата вскрытия транспортной тары с алкогольной продукцией;

3) в графе 3 – сведения, содержащиеся в двухмерном штриховом коде, нанесенном на специальную или акцизную марку (для продукции, подлежащей маркировке). Если продукция маркировке не подлежит, указанная графа не заполняется. В частности, по данной графе должны быть раскрыты следующие сведения:

а) для алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками, – в виде символов в соответствии с п. 3 Перечня сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции[2];

б) для алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, – в виде символов в соответствии в п. 3 Формата нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции[3];

4) в графе 4 – наименование продукции (согласно сопроводительным документам);

5) в графе 5 – код вида продукции по Классификатору видов продукции[4];

6) в графе 6 – емкость потребительской (транспортной) тары алкогольной продукции (исчисляется в литрах);

7) в графе 7 – количество потребительской (транспортной) тары.

Итоги по продажам алкогольной и спиртосодержащей продукции подводятся в разрезе кодов вида продукции, наименования продукции и количества (штук) с ежедневной периодичностью.

В случае ведения журнала в электронном виде с использованием программных средств ЕГАИС для продукции, маркируемой федеральными специальными и акцизными марками, графы 4, 5, 6, 7 не заполняются.

При изучении норм, утвержденных Приказом № 164, относительно алгоритма заполнения журнала у автора статьи возник вопрос только по поводу порядка заполнения графы 4 «Штриховой код», поскольку названный код содержит в себе огромное количество знаков. Вручную вносить данную информацию долго, кроме того, присутствует человеческий фактор (то есть большая вероятность допущения ошибки). Предполагаем, что чиновники РАР в ближайшее время прокомментируют этот вопрос.

* * *

Назовем основные поправки, внесенные в порядок заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Приказом № 164:

  • перенесен срок начала обязательного применения журнала учета с 01.07.2015 на 01.01.2016;
  • изменена (упрощена) форма журнала;
  • уточнен момент внесения записей в журнал: не позднее следующего дня после факта розничной продажи алкогольной продукции, по факту вскрытия транспортной тары (в случае если алкоголь продается на разлив).

[1] См. статью М. С. Звягинцевой «Журнал учета объема розничной продажи алкоголя», № 2, 2015.

[2] Утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 12.05.2010 № 33н.

[3] Утвержден Приказом ФТС РФ от 29.01.2007 № 106.

[4] Утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231.