Автор: Сухов А. Б., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
После нескольких лет функционирования Свободной экономической зоны на полуострове Крым разные министерства, федеральное правительство и региональные власти определили узкие, с их точки зрения, места в деятельности участников СЭЗ, решили кое-что отрегулировать и упорядочить.
С этой целью был принят Федеральный закон от 25.12.2018 № 485-ФЗ. Он вступил в силу со дня опубликования на портале www.pravo.gov.ru, то есть с 25.12.2018.
Инвестиционный проект и другие термины
Основным нормативным документом, который регулирует деятельность участников СЭЗ, является Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Но в нем активно используются несколько ключевых терминов, которые в тексте закона не разъясняются. По мнению законодателей, эта правовая неопределенность создает для органов управления СЭЗ дополнительные сложности при реализации своих полномочий, способствует возникновению конфликтов между ними и участниками СЭЗ (лицами, намеревающимися получить статус участника) при заключении договоров об условиях деятельности в СЭЗ, внесении изменений в такие договоры, проверке соблюдения участниками СЭЗ их условий.
Важнейший из таких терминов – «инвестиционный проект». Аналогичный термин есть в Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», где определяется как обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Но это определение явно не соответствует смыслу, который в одноименный термин вкладывается Федеральным законом № 377-ФЗ: инвестиционный проект как комплекс мероприятий, осуществляемый участниками СЭЗ.
Поэтому Федеральный закон № 377-ФЗ теперь дополнен ст. 12.1, в которой сказано: для целей данного закона под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником СЭЗ в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений.
Здесь же поясняются и два других важных термина, используемых в целях названного закона:
-
капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, модернизацию объектов основных средств и на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений затраты на приобретение земельных участков, легковых автомобилей и их обслуживание;
-
модернизация объектов основных средств – их техническое перевооружение, достройка, дооборудование, в том числе реконструкция, и иные виды работ, которые приводят к улучшению экономических характеристик этих объектов и (или) появлению у них новых экономических характеристик.
Упорядочен процесс заключения и расторжения договора об участии в СЭЗ
Одним из существенных недостатков Федерального закона № 377-ФЗ оказалось несовершенство механизма заключения договоров об условиях деятельности в СЭЗ. Согласно ч. 19 ст. 13 данного закона в первоначальной редакции лицо приобретает статус участника СЭЗ со дня внесения в единый реестр участников СЭЗ соответствующей записи. Но графиком осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые 3 года реализации инвестиционного проекта может быть предусмотрено, что лицо осуществляет капитальные вложения на второй либо на третий год с момента заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ.
В итоге создавалась ситуация, при которой хозяйствующий субъект, получая преференции, предусмотренные для участников СЭЗ, осуществляет капитальные вложения за счет средств, сэкономленных на обязательных платежах, либо отказывается от реализации проекта по истечении 2 лет. Причем ответственность за такие действия законом не предусматривалась.
Поэтому теперь учтено, что согласно п. 5 ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ инвестиционная декларация участника СЭЗ должна содержать, в частности, график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые 3 года реализации инвестиционного проекта.
К сведению: в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ инвестиционная декларация в числе прочих документов прилагается к заявлению о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ, ее форма утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856.
В новой ч. 3.1 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ установлено, что этот график должен предусматривать осуществление капитальных вложений в размере не менее 30 % общего объема капитальных вложений уже в первый год реализации инвестиционного проекта – если его реализация не связана с необходимостью проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, для осуществления которых требуется получение предусмотренных нормативными правовыми актами заключений, согласований и (или) разрешений уполномоченных органов.
А если такая необходимость есть, в инвестиционную декларацию следует включить график получения обозначенных заключений, согласований и (или) разрешений уполномоченных органов (новый п. 5.1 ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ).
Обратите внимание: график осуществления капитальных вложений нельзя изменить, если это изменение повлечет увеличение сроков реализации инвестиционного проекта (п. 4 ч. 28 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ в новой редакции).
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ инвестиционная декларация должна также содержать технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы.
В новой ч. 3.1 названной статьи уточнено, что указанное количество рабочих мест в инвестиционной декларации должно быть конкретизировано в виде графика в отношении первых 3 лет реализации инвестиционного проекта.
Помимо этого на основании новой редакции ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, теперь должно регистрироваться на территории Республики Крым или города Севастополя в зависимости от места реализации инвестиционного проекта, там же состоять на налоговом учете.
В части 8 ст. 13 того же закона сказано: если инвестиционной декларацией предполагается осуществление участником СЭЗ капитальных вложений в сумме менее 100 млн руб., высший исполнительный орган государственной власти региона осуществляет рассмотрение представленных заявителем документов и принимает решение о заключении с ним договора об условиях деятельности в СЭЗ или об отказе в этом.
На эту процедуру до сих пор отводился срок, не превышающий 7 дней с даты подачи заявителем этих документов. Но теперь он увеличен до 10 рабочих дней, ведь надо будет провести оценку инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта.
В то же время согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ, если инвестиционной декларацией предусматривается осуществление участником СЭЗ капитальных вложений в сумме более 100 млн руб., высший исполнительный орган государственной власти региона в срок, не превышающий 7 дней с даты приема документов, направляет представленные заявителем документы, а также проект договора об условиях деятельности в СЭЗ соответствующему экспертному совету по вопросам СЭЗ на рассмотрение.
В новой ч. 10 указанной статьи уточнено, что экспертный совет должен принять необходимое решение в течение 15 рабочих дней.
Обратите внимание: согласно новой редакции ч. 14 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ принимается не только в случаях несоответствия требованиям, указанным в ч. 1 данной статьи, но и в случае признания соответствующим органом управления СЭЗ по результатам оценки инвестиционной декларации инвестиционного проекта неэффективным.
В статью 13 Федерального закона № 377-ФЗ теперь включена ч. 20.1, в которой констатируется, что к деятельности филиалов и представительств юридических лиц – участников СЭЗ, расположенных за пределами СЭЗ, особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ не применяется.
На основании ч. 23 указанной статьи участник СЭЗ подлежит исключению из единого реестра участников СЭЗ в случае:
-
расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по соглашению сторон или по решению суда;
-
прекращения деятельности участника СЭЗ в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо исключением физического лица из ЕГРИП;
-
окончания срока действия договора об условиях деятельности в СЭЗ, на который он был заключен.
Но теперь учтено, что участник СЭЗ может заключить несколько договоров об условиях деятельности в СЭЗ, – при расторжении или окончании срока действия одного из таких договоров он не будет исключаться из реестра.
Зато в новой ч. 23.1 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ установлено, что при расторжении договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда в связи с нарушением участником СЭЗ условий указанного договора лицо, утратившее статус участника СЭЗ, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном указанным договором.
О замене свидетельства о включении в реестр участников СЭЗ
В новой ст. 13.1 Федерального закона № 377-ФЗ определена процедура замены свидетельства о включении в единый реестр участников СЭЗ и выдачи его дубликата. Она производится в следующих случаях:
-
изменение наименования участника СЭЗ, являющегося юридическим лицом, или изменение фамилии, имени, отчества участника СЭЗ, являющегося индивидуальным предпринимателем;
-
установление неточностей (опечаток, ошибок) в таком свидетельстве;
-
непригодность такого свидетельства для использования;
-
утрата такого свидетельства.
В первых двух случаях участнику СЭЗ выдается новое свидетельство о включении в реестр участников СЭЗ с тем же регистрационным номером. В двух других случаях выдается дубликат такого свидетельства с тем же регистрационным номером.
Из Федерального закона № 377-ФЗ исключены нормы, предусматривающие контроль выполнения участниками СЭЗ условий договоров о деятельности в СЭЗ (утратила силу ст. 14). Вместо этого вводится институт мониторинга исполнения участниками СЭЗ условий договоров о деятельности в СЭЗ, который осуществляется согласно договору (новая ст. 14.1).
Более того, проверка соответствия деятельности участника СЭЗ требованиям Федерального закона № 377-ФЗ будет проводиться и после выполнения условий договора об условиях деятельности в СЭЗ (новая ст. 14.2). Но не позднее чем через 2 месяца со дня истечения первых 3 лет со дня включения лица в единый реестр участников СЭЗ или внесения в указанный реестр информации о заключении с участником СЭЗ другого договора о деятельности в СЭЗ.
В такой проверке могут принимать участие и представители налогового органа.
Особые условия аренды земельных участков
В силу ч. 11 ст. 17 Федерального закона № 377-ФЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для реализации участником СЭЗ договора об условиях деятельности в СЭЗ, предоставляются этому участнику в аренду без торгов на срок, необходимый для реализации названного договора, если меньший срок не заявлен участником СЭЗ.
На основании новой ч. 12 ст. 17 Федерального закона № 377-ФЗ в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ договор аренды земельного участка, предоставленного для реализации участником СЭЗ договора об условиях деятельности в СЭЗ, подлежит расторжению по требованию арендодателя.
Согласно ч. 1 ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать этому кодексу. Но до сих пор он не предусматривал возможность предоставления земельных участков участникам СЭЗ для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ в аренду без торгов.
Поэтому перечень случаев, когда договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без торгов, приведенный в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, дополнен случаем предоставления земельного участка участнику СЭЗ на территориях Республики Крым и города Севастополя для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 377-ФЗ (новый пп. 38 названного пункта).
А пункт 8 ст. 39.8 ЗК РФ дополнен пп. 19, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок реализации участником СЭЗ указанного договора, если меньший срок не заявлен этим участником.
Одновременно установлено, что на участников СЭЗ не распространяется действие п. 5 и 6 ст. 22 ЗК РФ. То есть если, например, такой участник арендует земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», он не вправе передать свои права и обязанности по договору аренды участка третьему лицу. В частности, он не может отдать арендные права на участок в залог или внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив. Не вправе он и передать такой участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя даже при условии его уведомления. Данное ограничение дублируется в новой ч. 13 ст. 17 Федерального закона № 377-ФЗ.