Автор: Гутарина О.В.

Источник: КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

1.   Декларацию по налогу на прибыль за 2014 г. можно подать и по старой, и по новой форме >>>

2.   Не все ошибки в первичных документах влекут отказ в признании расходов по прибыли >>>

3.   За неподачу юрлицом бухотчетности в Росстат штраф может составить от 100 до 300 тыс. руб. >>>

4.   В отпуске по уходу за ребенком может выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности >>>

5.   Планируется вдвое повысить предельные значения выручки для малого и среднего бизнеса >>>

6.   Внесены изменения в инструкцию по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджетов >>>

7.   Изменена инструкция по составлению и подаче бухотчетности некоторыми видами учреждений >>>

8.   Минфин направил аудиторам рекомендации по проверке отчетности за 2014 г. >>>

 

1. Декларацию по налогу на прибыль за 2014 г. можно подать и по старой, и по новой форме

Письмо ФНС России от 05.02.2015 N ГД-4-3/1696@ "О налоговой декларации по налогу на прибыль организаций"

Налоговое ведомство рекомендует представлять декларацию по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2014 г., используя форму и формат, утвержденные Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@. В то же время отмечается, что налоговые органы должны обеспечить прием такой отчетности по форме и формату, утвержденным действовавшим ранее Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

ФНС России указала, что Приказ от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@ не содержит специального порядка вступления в силу. Ссылаясь на позицию ВАС РФ, изложенную в Решении от 28.07.2011 N ВАС-8096/11, налоговая служба пришла к выводу, что действие положений этого Приказа распространяется на декларации, представляемые за отчетные (налоговый) периоды, окончившиеся после 10 января 2015 г.

Из анализируемого Письма следует, что за налоговый период 2014 г. можно отчитаться, используя старые форму и формат. Напомним, что срок сдачи декларации за данный период - не позднее 30 марта 2015 г. (п. 7 ст. 6.1, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Подробнее об изменениях в форме отчетности по налогу на прибыль см. выпуск обзора от 14.01.2015.

 

2. Не все ошибки в первичных документах влекут отказ в признании расходов по прибыли

Письмо ФНС России от 12.02.2015 N ГД-4-3/2104@ "По вопросу несущественности ошибок в первичных учетных документах" (вместе с Письмом Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547)

Налоговое ведомство направило Письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, в котором разъяснено, какие ошибки в первичных учетных документах не влекут отказа в признании расходов по прибыли. В частности, там названы ошибки, которые не препятствуют инспекции идентифицировать продавца товаров.

О документальном подтверждении расходов см. Практическое пособие по налогу на прибыль.

 

3. За неподачу юрлицом бухотчетности в Росстат штраф может составить от 100 до 300 тыс. руб.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Планируется дополнить КоАП РФ статьей 15.11(1) "Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в органы государственной статистики". Соответствующие положения содержатся в анализируемом проекте федерального закона, размещенном на сайте regulation.gov.ru (http://regulation.gov.ru/project/21594.html?point=view_project&stage=2&stage_id=16303).

Согласно проекту за непредставление (несвоевременное представление) юрлицом обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики, а равно представление в неполном составе, другие нарушения порядка его представления юрлицу будет грозить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. Если организация не представит (представит несвоевременно) аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, или иным образом нарушит порядок представления такого заключения, штраф может составить от 300 до 500 тыс. руб. Напомним, что при подаче в Росстат обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется одновременно с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Поскольку в проекте не перечислены изменения в ст. 23.1 КоАП РФ, полагаем, что дела о привлечении к ответственности по указанной статье будут рассматриваться мировыми судьями.

Проект содержит и иные положения. В частности, протоколы о совершении указанных правонарушений вправе будут составлять должностные лица Росстата. Соответствующие положения планируют внести в п. 67 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Напомним, что в настоящее время согласно ст. 19.7 КоАП РФ штраф, в частности, за непредставление (несвоевременное представление) в госорган сведений, подача которых предусмотрена законом, составляет для должностных лиц от 300 до 500 руб., юрлиц - от 3 до 5 тыс. руб. При этом вместо штрафа возможно вынесение предупреждения.

 

4. В отпуске по уходу за ребенком может выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности

Письмо ФСС РФ от 26.12.2014 N 17-03-14/06-18404

Лицо, которое находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и работает на условиях неполного дня или на дому, при наступлении временной нетрудоспособности может получить соответствующее пособие, сохранив при этом право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Данный вывод следует из анализируемого Письма.

ФСС РФ рассмотрел вопрос о выплате пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу, которое пребывает в упомянутом отпуске и получает пособие по уходу за ребенком, в ситуации, когда данное лицо становится временно нетрудоспособным в связи с необходимостью ухаживать за больным членом семьи (ребенком в возрасте до полутора лет). Следует отметить, что по общему правилу пособие по уходу за ребенком выплачивается до достижения ребенком возраста полутора лет, однако имеются некоторые исключения (подробнее см. Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы женщин, лиц с семейными обязанностями).

Нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не является основанием для отказа застрахованному лицу в назначении пособия по временной нетрудоспособности. Следовательно, при возникновении рассматриваемых обстоятельств возможно получение двух видов пособий: по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком. Напомним, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях, указанных в ч. 1 ст. 5 Закона о страховании на случай нетрудоспособности. К ним относится, в частности, необходимость осуществления ухода за больным членом семьи.

О предоставлении отпусков, выплате пособий женщинам и лицам с семейными обязанностями см. Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы женщин, лиц с семейными обязанностями.

 

5. Планируется вдвое повысить предельные значения выручки для малого и среднего бизнеса

Проект Постановления Правительства РФ "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС предлагается увеличить в два раза: для микропредприятий - с 60 млн до 120 млн руб., для малых предприятий - с 400 млн до 800 млн руб., для средних предприятий - с 1 млрд до 2 млрд руб.

С текстом проекта можно ознакомиться на сайте www.consultant.ru в рубрике "Горячие документы" (http://static.consultant.ru/obj/file/doc/pr_090215-2.rtf).

 

6. Внесены изменения в инструкцию по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджетов

Приказ Минфина России от 19.12.2014 N 157н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

В силу анализируемого Приказа скорректирована Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н). Основная часть вносимых изменений применяется начиная с отчетности за 2015 г., однако отдельные положения Приказа действуют при составлении годовой отчетности за 2014 г.

Рассмотрим некоторые изменения, касающиеся отчетности за 2015 г.

Так, дополнена новыми приложениями пояснительная записка по форме 0503160, включаемая в годовую отчетность. К примеру, в составе разд. 4 должны быть представлены в том числе сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175): аналитические данные о неисполненных бюджетных обязательствах, неисполненных денежных обязательствах, обязательствах, принятых сверх установленных лимитов, а также о суммах экономии, достигнутой в результате применения конкурентных способов определения поставщиков. Данные сведения представляют получатели бюджетных средств, администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Кроме того, отчет по форме 0503128, который ранее подлежал включению только в годовую и составляемую на 1 июля квартальную отчетность, следует подавать и в составе квартальной отчетности на 1 апреля и 1 октября. Отметим, что названный документ составляется и представляется также на иную отчетную дату, установленную финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в рамках осуществления внутреннего финансового контроля в сфере своей деятельности.

Напомним, что непредставление, несвоевременное представление бюджетной отчетности либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности влечет для должностных лиц наложение административного штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 15.15.6 КоАП РФ).

 

7. Изменена инструкция по составлению и подаче бухотчетности некоторыми видами учреждений

Приказ Минфина России от 29.12.2014 N 172н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н"

Скорректирована инструкция для бюджетных и автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н. Основная часть новых положений применяется при составлении бюджетной отчетности начиная с 2015 г. Однако некоторые положения применяются с годовой отчетности за 2014 г.

В частности, несколькими приложениями дополнена Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760), являющаяся одной из форм годовой бюджетной отчетности. Эти приложения должны включаться в отчетность начиная с 2015 г. В составе разд. 2 Пояснительной записки необходимо представлять, помимо прочего, сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений (ф. 0503762): обобщенные за отчетный период данные в разрезе плановых и фактических показателей в натуральном и стоимостном выражении. Указанные сведения оформляются государственным (муниципальным) учреждением и подлежат представлению главному распорядителю средств бюджета, предоставившему названные виды субсидий.

Приказ содержит и иные изменения. К примеру, начиная с отчетности за 2015 г. отчет по форме 0503738 подлежит включению не только в годовую отчетность и квартальную отчетность, составляемую на 1 июля, но и в квартальную отчетность, составляемую на 1 апреля и 1 октября. Названный отчет составляется и представляется также на иную отчетную дату, установленную учредителем (соответствующим финансовым органом).

Напомним, что бухгалтерскую отчетность по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, должны составлять государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, в отношении которых, согласно закону, органами государственной власти и органами местного самоуправления принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета на основании п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

 

8. Минфин направил аудиторам рекомендации по проверке отчетности за 2014 г.

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (Приложение к письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027)