Журнал "Главбух" № 10/2012

Стало ясно, как заполнять новый бланк заявления о регистрации ККТ

Что изменилось в работе: Перерегистрируя кассовый аппарат, в заявлении можно не ставить идентификационный знак и номер паспорта, если таковых у техники нет.

Документы: Письма ФНС России от 21 марта 2012 г. № АС-4-2/4767, от 3 апреля 2012 г. № АС-4-2/5537@.

С этого года заявление о регистрации кассы в налоговую инспекцию надо представлять по новой форме. Той, что утвердили в ФНС России приказом от 21 ноября 2011 г. № ММВ-7-2/891@. И этот же бланк используют, когда требуется, наоборот, снять ККТ с учета или перерегистрировать ее.

В двух последних случаях часто оказывается, что не все данные для заявления есть. Как правило, сейчас снимать с учета или перерегистрировать приходится те аппараты, с которыми компания стала работать до середины 2007 года, то есть старше пяти лет. Именно тогда вступило в силу нынешнее Положение о применении ККТ. И соответственно, старая техника сейчас может не отвечать некоторым требованиям.

Так вот, налоговики недавно разъяснили: идентификационный знак в строке 050 заявления можно не ставить, если его нет. Строка 060, где указывают номер паспорта ККТ, тоже может пустовать. Либо достаточно вписать действующий номер, если он есть. Хотя, по идее, требуется ставить номер паспорта нового образца, но таковой до сих пор не утвердили.

Важная деталь

Идентификационный знак в строке 050 заявления можно не ставить, если его нет.

Если же речь идет о замене контрольной ленты (ЭКЛЗ), то по строке 070 отражайте заводской номер нового блока, а не старого. А в строке 080 поставьте прочерк. Такие рекомендации есть в письмах ФНС России как от 21 марта 2012 г. № АС-4-2/4767, так и от 3 апреля 2012 г. № АС-4-2/5537@.

А в последнем письме налоговики подсказали также, как поступить, если номер идентификационного знака есть, но слишком длинный. В таком случае они разрешают проставлять цифры и за пределами отведенных в бланке ячеек. То же самое касается и номера ЭКЛЗ. Главное указать такие данные полностью.


Чиновники уточнили, когда можно предоставлять двойной детский вычет

Что изменилось в работе: Если супруга работника отказалась от детского вычета в пользу своего мужа, требуйте с такого сотрудника ежемесячно справку 2-НДФЛ с места работы жены.

Документы: Письма Минфина России от 21 марта 2012 г. № 03-04-05/8-341, ФНС России от 5 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/5715@.

Как вы знаете, работник может получать вычет на ребенка в двойном размере, если второй родитель откажется от этого права. В таком случае сотрудник должен принести вам два заявления об отказе, подписанные его супругой. Одно на имя вашей компании, а второе — адресованное уже работодателю второго родителя (это может быть копия или второй экземпляр).

Но прежде чем предоставлять сотруднику удвоенный детский вычет, важно убедиться, что отказавшийся от вычета родитель в принципе имел право на таковой. А также проверить, от какой суммы вычета отказались. Два важных правила на этот счет недавно назвали чиновники из ФНС и Минфина.

Осторожно!

Работник вправе получать удвоенный детский вычет, пока заработок ни его, ни его супруги не превышает 280 000 руб.

Отказ второго родителя от вычета надо подтверждать ежемесячно. Нужно продемонстрировать, что у второго родителя есть доход, облагаемый по ставке 13 процентов, и сумма такового с начала года не превышает 280 000 руб. Для этого достаточно справки 2-НДФЛ, выданной по месту работы. Ее необходимо требовать с работника ежемесячно. Ведь вычет он будет получать каждый месяц, пока заработок не превысит установленного порога. Без справки работник утратит право на двойной вычет. Об этом — письмо Минфина России от 21 марта 2012 г. № 03-04-05/8-341.

Удваивать вычет можно, только если его размер у обоих родителей одинаковый. Суммы детских вычетов у родителей могут не совпадать. К примеру, когда у матери трое детей, из которых двое от предыдущего брака, а с отцом третьего ребенка в браке она не состоит. Тут вычеты надо складывать, а не умножать на два (письмо ФНС России от 5 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/5715@).


У НАС В ГОСТЯХ

В Минфине рассказали, как новый закон о бухучете изменит обязанности и ответственность главбуха

С начала следующего года начнет действовать новый Федеральный закон о бухгалтерском учете (от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). К чему готовиться, рассказал начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента Минфина России Игорь Сухарев.

— Новый закон о бухучете не обязывает главного бухгалтера подписывать отчетность компании. Значит ли это, что главбух не будет нести ответственности за финансовые решения?

— Действительно, по новому закону о бухучете подпись главного бухгалтера на отчетности не обязательна. В статье 7 сказано, что руководитель отвечает за ведение учета и хранение бухгалтерских документов.

Но составление отчетности входит в должностные обязанности бухгалтера, работающего в компании. Поэтому он несет ответственность за достоверность этих данных. В этом смысле его подпись играет такую же роль, как подпись любого другого сотрудника на документе, подготовленном им при исполнении должностных обязанностей.

— Если бухгалтер не согласен с «опасными» требованиями руководства, нужно ли ему заручиться письменным распоряжением директора?

— Да, нужно. В части 8 статьи 7 нового закона прямо сказано, что в случае разногласий главбух принимает данные к учету по письменному распоряжению руководителя. И директор уже единолично несет ответственность за эти действия.

— По новому закону о бухучете претендент на должность главного бухгалтера должен отвечать определенным требованиям. Что будет, если главбух им не соответствует?

— Начнем с того, что специальные требования предъявляются не ко всем бухгалтерам. Они касаются только главбухов ОАО, страховых компаний, пенсионных фондов и других видов организаций, перечисленных в пункте 4 статьи 7 закона. Требования довольно простые. Это высшее профессиональное образование, отсутствие судимости за экономические преступления, стаж работы по специальности не менее 3 лет (или не менее 5 лет, если образование непрофильное).

Что касается ответственности за нарушение требований к главбухам, то закон о бухучете ее не устанавливает. Ответственность является предметом других отраслей законодательства, и поэтому нормы о ней нужно смотреть в других законах.

В то же время у большинства из тех организаций, которые перечислены в пункте 4 статьи 7, есть надзорные органы. Они контролируют соблюдение этими компаниями норм законодательства. И у них есть инструменты воздействия.

— По новому закону компании на «упрощенке» должны вести бухучет в полном объеме. С чем связано такое решение чиновников?

— Сейчас закон просто привели в соответствие с остальным законодательством. До этого норма об освобождении от бухучета малого бизнеса с юридической точки зрения была мертвой.

Например, Гражданский кодекс РФ, законы об ООО и АО требуют вести бухгалтерский учет. И эти правила не зависят от применяемой системы налогообложения. Чтобы освободить организации от бухгалтерского учета, необходимо менять все такие федеральные законы.

Другое дело индивидуальные предприниматели. В новом законе сказано, что они освобождаются от бухучета, если ведут хоть какой-то учет в соответствии с требованиями налогового законодательства. Например, доходов и расходов.

— С января 2013 года можно будет не использовать унифицированные формы «первички». Есть ли какие-либо требования к собственным формам первичной документации?

— Этому полностью посвящена статья 9 нового закона. В ней есть перечень реквизитов, которые должны присутствовать в первичном документе.

Это название организации, дата составления документа, подписи уполномоченных лиц и другие.

В электронной «первичке» также должны быть обязательные реквизиты, перечисленные в статье 9. Обращаю внимание, что закон о бухучете не устанавливает вид электронной подписи. Соответственно, если другими законодательными актами не установлено иное, то это может быть и простая электронно-цифровая подпись.

— Нужно ли утверждать собственные шаблоны форм первичных документов?

— Думаю, типовые формы, которые постоянно используют в деятельности, нужно утвердить. Но, конечно, предусмотреть все формы, особенно внешние, невозможно. Например, акт приемки-передачи. Его подписывают две стороны. И очень маловероятно, что у обеих компаний будет одинаковый шаблон. В этом случае фактом утверждения формы будет подпись на акте.

— В новом законе есть перечень обязательных реквизитов для регистров бухучета. Как их утверждать и вести?

— Перечень реквизитов дан в пункте 4 статьи 10 нового закона. В целом они очень похожи на реквизиты первичных документов. Но здесь уже четко сказано, что регистры должен утверждать руководитель. Их можно формировать как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В последнем случае обязательно заверять цифровой подписью.

Коротко о важном 

— Отвечает ли главбух за достоверность отчетности?
— Да.

— Кто сможет не вести бухучет?
— Индивидуальные предприниматели.

Беседовала О. Пережогина