Журнал "Главбух"

 

 

 

Президент РФ, обращаясь к Федеральному собранию, приоритетным направлением налоговой реформы назвал развитие малого бизнеса. Видимо поэтому чиновники вдруг перешли от слов к делу и выпустили постановление Правительства № 249 - в поддержку фирм. Так, МЭРТ решило выращивать малые предприятия в бизнес-инкубаторах. Пожалуй, это один из самых интересных и перспективных проектов.

На вопросы, связанные с развитием малого бизнеса сегодня отвечает ПУСТЕЛЕНИН Петр Владимирович, заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ.

- Какое затейливое название - "бизнес-инкубатор"! Что под этим подразумевается?

- Бизнес-инкубатор - это помещения, где будут работать несколько малых предприятий. Практика показывает, что одна из самых сложных задач для небольшой организации - арендовать помещение и оборудование. Еще тяжелее найти деньги на реконструкцию здания, обновить устаревшее помещение: перепланировать, проложить современные коммуникации. В этом "малышам" и станут помогать власти. Они соберут фирмы под одной крышей, выделив площади по льготным ценам.

- Это будет государственное здание?

- Сначала "малышам" будут предоставлены здания и помещения, находящиеся исключительно в собственности субъектов Российской Федерации. Но в дальнейшем мы планируем поддерживать также и муниципальные, и частно-государственные инкубаторы.

- Льготная арендная ставка, и только? Или власти чем-то еще помогут "инкубаторским"?

- Конечно, только дешевой арендой дело не ограничится. В бизнес-инкубаторе предприятиям помогут организовать делопроизводство и наладить бухгалтерский учет, проконсультируют по правовым вопросам. И все это по низким ценам, так что фирмы сэкономят на услугах экономистов и юристов.

- Но хозяин фирмы, попавшей в инкубатор, сможет сам решать, какая именно помощь ему требуется?

- Навязывать никто ничего не станет. Сам справляешься - отлично. Дело властей - устроить все так, чтобы бизнесмен смог получить квалифицированную поддержку без проволочек и недорого. Ведь подготовка у хозяев небольших фирм очень разная: кто-то - профессиональный юрист или бухгалтер, а кто-то - домохозяйка.

- Уж лучше упростить бухгалтерскую отчетность!

- Безусловно. Да ее необходимо упростить для всех организаций малого бизнеса, не только для "инкубаторских". Правительство уже готовит поправки, которые воплотят эту идею в жизнь. Планируется, например, освободить от бухучета плательщиков единого налога на вмененный доход. Но пока мы не знаем, как быть с теми предприятиями, которые теряют право на ЕНВД. Ведь в таком случае им придется восстанавливать учет.

- Ну хорошо, а какие предприятия вправе расти в бизнес-инкубаторе?

- Только те, которым еще не исполнилось года. Причем помогать им будут не все время, а лишь в течение первых трех лет. Постепенно льготы сойдут на нет: арендная ставка, например, будет расти и к концу третьего года станет рыночной. Предполагается, что за это время предприятие окрепнет и помощь ему уже не понадобится. Следовательно, оно сможет найти себе другое помещение и арендовать его самостоятельно. А освободившееся место в инкубаторе займет другая фирма - недавно зарегистрированная.

- Сомневаюсь, что организации легко согласятся сниматься с места. Это после трех-то лет работы! Если фирма откажется освобождать площадь, ее выселят насильно?

- Трехлетний срок - одно из жестких условий. Помогать всем и вся - это вчерашний день. Государственная поддержка должна предоставляться только в периоды, наиболее сложные для выживания и развития предприятия. Скажем, в начале деятельности, при выходе на экспорт. Через три года уже понятно, состоялся бизнес или нет. Если дела идут успешно, то организация уже способна оплачивать офисные помещения и услуги по рыночным ценам. Если же она все еще не может себе этого позволить, то скорее всего целесообразнее ликвидироваться. На место неразвивающейся фирмы должен прийти новый предприниматель с новыми идеями и силами. А контролировать это просто: договоры аренды изначально будут заключаться максимум на три года.

- Не получится, что человек будет раз в три года перерегистрировать фирму, чтобы пользоваться льготами наравне с новичками?

- Что ж, возможности для злоупотребления есть всегда. Поэтому к работе конкурсной комиссии мы будем привлекать представителей общественных организаций. Им на месте виднее, кто лукавит, а кто нет.

- А кто решает, какая фирма достойна инкубатора?

- Региональные власти. Впрочем, "малышей" будут отбирать на конкурсной основе. Сначала чиновники смотрят, нужно ли району или городу предприятие именно такого профиля. Если необходимость есть, то претендента просят представить бизнес-план на три года, из которого видно, когда и какую прибыль сможет приносить организация.

- Допустим, решение положительное...

- Тогда местные чиновники должны подобрать помещение, а уж потом обратиться в Минэкономразвития за утверждением проекта и деньгами.

- То есть финансированием инкубатора займется не только регион?

- На него пойдут деньги и из регионального, и из федерального бюджета. Размер вложений будет зависеть от того, насколько богат субъект РФ. Например, в финансировании бизнес-инкубаторов Алтайского края доля Федерации составит до 70 процентов. Регионы, которые больше остальных нуждаются в помощи, перечислены в приложении № 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год". В более богатых регионах - до 50 процентов. А для инкубаторов Москвы и Санкт-Петербурга выделят максимум 30 процентов от стоимости проекта.

- Когда же появится первый инкубатор?

- Думаю, что это произойдет уже в 2006 году. Во всяком случае, статья расходов на бизнес-инкубаторы, я надеюсь, будет заложена уже в бюджете 2006 года.

- Бизнес-инкубаторы - это прекрасно, но они не решат все проблемы малого бизнеса хотя бы потому, что большинство фирм в них просто не примут. Есть ли еще какие-то проекты помощи "малышам"?

- Минфин совместно с Минэкономразвития России подготовили предложения, согласно которым следует расширить перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при упрощенной системе. В этот список стоит включить затраты на обязательную сертификацию и на проведение оценки объектов, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах. Также нужно позволить фирмам списывать стоимость исследований и заключений, которые требуют лицензирующие органы