До России докатилась волна исков, поданных к Apple в разных странах мира из-за искусственного замедления корпорацией работы ее смартфонов. На этой неделе с судебными претензиями в российские суды обратятся юристы NLF Group и Lex Borealis, представляющие интересы ряда владельцев iPhone. По мнению экспертов, одержать победу в процессе будет непросто: для этого придется доказать злой умысел Apple.

В начале этой недели будут поданы первые иски российских пользователей iPhone против американской Apple, касающиеся искусственного замедления работы смартфонов прежних поколений, рассказали “Ъ” управляющий партнер NLF Group Максим Карпов и партнер Lex Borealis Дмитрий Пономарев. Заявления планируется подать в Тверской районный суд Москвы и другие суды.

В конце декабря стало известно, что Apple намеренно тормозит работу устройств прошлых поколений. В США, Израиле и Франции к Apple подали уже десятки исков, готовятся к подаче заявления в Южной Корее, Канаде, Австралии. Корпорация опубликовала открытое письмо, признала ошибки и пояснила, что замедляла работу устройств для продления срока их службы и предотвращения неожиданных отключений. Apple также пообещала снизить стоимость негарантийной замены батареи с $79 до $29. Согласно подсчетам банка Barclays, это решение может принести компании убытки в размере $10 млрд, сообщал Business Insider. Износ аккумулятора считается одной из главных причин покупки новых моделей iPhone.

NLF Group финансирует судебные расходы истцов в обмен на долю в материальной компенсации, решение о которой может вынести суд, Lex Borealis окажет юридическую поддержку. «Обычно правовой инвестор заходит в дело, когда сумма потенциального взыскания превышает сумму расходов примерно в десять раз. У нас есть первый пул истцов — около десяти человек, в случае создания успешной правоприменительной практики мы без труда доведем их количество до нескольких сотен»,— уверен господин Карпов.

Замедление работы устройств Apple по закону «О защите прав потребителей» должно быть истолковано как «очевидный недостаток товара», полагают представители истцов. Если в товаре обнаруживаются недостатки, не оговоренные продавцом, потребитель вправе потребовать замены на товар этой же марки либо товар другой марки с перерасчетом покупной цены, потребовать «соразмерного уменьшения покупной цены или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара». «Скорее всего, мы сосредоточимся на третьем и четвертом требованиях»,— уточняет господин Пономарев.

Общая сумма исковых требований, по предварительным оценкам, составит «несколько десятков миллионов рублей», говорят партнеры.

Они подчеркивают, что главная задача разбирательств — признание незаконной практики последующего ухудшения потребительских свойств товара. По мнению юристов, требования граждан к качеству софта, используемого в технически сложном товаре,— например, к операционной системе, должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом.

По данным розничной сети МТС, продажи смартфонов в России в 2017 году в штуках выросли на 6%, до 28,4 млн устройств. В денежном выражении рынок вырос на 17,3%, до 386 млрд руб. Доля Apple составила 12,8% в натуральном выражении и 34,4% — в денежном. Лидером в штучном выражении остается Samsung с долей 25,2%, в денежном он уступает с долей 29,2%.

В российском представительстве Apple на запрос “Ъ” не ответили. Опрошенные “Ъ” эксперты считают, что перспективы истцов выиграть спор против Apple в России неоднозначны. Требования к Apple в части незамедлительного устранения недостатков товара справедливы, считает юрист Heads Consulting Ирина Баскакова. По ее мнению, вопрос в том, удастся ли доказать, что замедление произошло из-за злого умысла ответчика с целью необоснованного обогащения. «Кроме того, остается открытым вопрос, возможно ли технически предотвратить этот недостаток и окажется ли мера полезной для пользователя. Зарубежный опыт по аналогичным искам также может быть использован в качестве прецедента по умолчанию»,— добавляет она, полагая, что в итоге стороны могут прибегнуть к мировому соглашению.

По мнению юриста Дмитрия Петрова, который в 2017 году добился от Apple решения о создании в России ремонтного производства полного цикла, где компания будет заменять, в том числе, поврежденные дисплеи смартфонов, шансов у истцов немного: «Во-первых, нужно будет доказать, что права потребителя нарушены из-за ухудшившихся качеств товара — к примеру, факт того, что потребительские свойства товара стали при замедлении совершенно другими, чем сразу после покупки». Для этого должна быть проведена экспертиза. Но, подчеркивает юрист, Apple и сама может провести экспертизу и доказать, что работа устройства замедляется, но это происходит в рамках общего функционирования смартфона. Кроме того, добавляет он, Apple уже заявила, что так они продлевают срок службы устройства, «намекая, что это нормальная практика».