Компания трудоустроила работников на строительные и монтажные работы на условиях совместительства (каждого - на поставки).

По результатам выездной проверки управление ПФ установило, что работники фактически заняты на вредных работах, указанных в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и доначислило взносы по доптарифам, пени и штраф.

Суды трех инстанций (дело № А14-3052/2017) отменили решение фонда, разъяснив, что право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением вредных работ – не менее 80% рабочего времени. В это время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

Таким образом, периоды занятости работников на особых видах работ менее 80% рабочего времени не включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости. При этом исполнение обязанности работодателя по уплате взносов по доптарифу напрямую связано с возможностью возникновения права на льготную пенсию. Следовательно, если у работника отсутствует право на досрочную пенсию (при занятости на вредных работах менее 80% рабочего времени, в том числе, как в данном случае – на полставки), то допвзносы начислять не следует. Эта позиция изложена в нескольких определениях ВС.

Судья ВС (310-КГ18-7973 от 26.06.2018) отказал управлению в передаче дела в судебную коллегию по экономическим спорам.