Возможно, работники противопожарной службы субъектов РФ получат право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении возраста 50 лет при стаже работы не менее 25 лет. Такой законопроект1 сегодня внесло в Госдуму Архангельское областное Собрание депутатов.

Автор инициативы подчеркнул, что в настоящее время данное право для указанных категорий граждан не установлено, поскольку в действующем законодательстве существует противоречие. С одной стороны, пенсии по старости устанавливаются работникам Государственной противопожарной службы по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в указанной службе не менее 25 лет (ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; далее – закон о пожарной безопасности). При этом Государственной противопожарной службой (ГПС) считается как федеральная противопожарная служба, так и противопожарная служба субъектов РФ (ст. 5 закона о пожарной безопасности).

Но в соответствии с пенсионным законодательством, право на досрочное назначение пенсии по старости не предусмотрено для работников противопожарной службы субъектов РФ и установлено только для работников федеральной противопожарной службы. Причем это касается как норм, которые действовали до 1 января 2015 года, так и положений действующего законодательства (п. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Как указал разработчик законопроекта, такое положение вещей привело к тому, что работники противопожарной службы субъектов РФ, которые приобрели часть стажа в федеральной противопожарной службе, не могут претендовать на пенсию по старости досрочно. Территориальные органы ПФР, по данным регионального заксобрания, считают, что стаж работы в региональной противопожарной службе не может быть включен в общий стаж работы в ГПС, так как для этого отсутствуют правовые основания. В связи с этим указанные органы отказывают заявителям в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Суды считают существующие правила обоснованными. Так, КС РФ указал, что в отличие от работников региональной противопожарной службы работники федеральной противопожарной службы имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ввиду того, что на последних возложены обязанности, сопряженные с более высокой степенью загруженности. 

Также Суд решил, что сложность и интенсивность труда указанных работников выше, так как они тушат пожары и проводят аварийно-спасательные работы на объектах федерального значения (Определение КС РФ от 5 февраля 2009 г. № 552-О-О "По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Вместе с тем, КС РФ обратил внимание на то, что субъекты РФ вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального обеспечения, и в том числе пенсионного. 

Данную позицию Архангельское областное Собрание депутатов сочло спорной и обосновало это следующим. По его словам, работники федеральной и региональной противопожарных служб в равной степени рискуют своей жизнью и здоровьем в процессе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Подразделения указанных служб, как отметил автор, преследуют одни и те же цели и задачи и выполняют одни и те же трудовые функции. Характер и специфика их деятельности также одинаковы. Отличия между ними, по мнению инициатора, заключаются только в их ведомственной принадлежности.

Вместе с тем, ВС РФ также считает, что работники противопожарной службы субъектов РФ не имеют право на получение пенсии по старости досрочно. Его позиция сводится к тому, что действующее законодательство предусматривает такое право только для сотрудников федеральной противопожарной службы (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 16 мая 2014 г. № 67-КГ14-1).