По мнению депутатов, ко второму чтению текст должен быть кардинально переработан, поскольку в нынешнем виде способен "поразить в правах" госслужащих и "нивелировать социальные гарантии".

Профильный комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления с оговорками поддержал к первому чтению правительственный законопроект о повышении до 65 лет пенсионного возраста чиновникам. По мнению депутатов, ко второму чтению текст должен быть кардинально переработан, поскольку в нынешнем виде способен "поразить в правах" госслужащих и "нивелировать социальные гарантии".

Документ вынесен на пленарное заседание Госдумы 18 декабря. Примечательно, что именно эта инициатива будет обсуждаться на Охотном ряду с участием непарламентских партий, которые по регламенту имеют право раз в год принять участие в обсуждении важных законопроектов.

С чем согласны

Не вызывает сомнений необходимость обеспечить "единство подходов к пенсионному обеспечению на всех уровнях власти", пояснили 14 декабря ТАСС в профильном комитете, уточнив, что речь идет о государственных гражданских служащих, госслужащих субъектов и муниципальных образований.

Также в целом поддерживается предложение об увеличении предельного возраста пребывания на госслужбе. "Это тоже нормально, поскольку речь идет о добровольном решении - хочешь, работай до 65 лет, не хочешь - не работай", - констатировал собеседник агентства.

Против чего возражают

Но дальше возникает целый ряд вопросов с назначением страховой пенсии в отношении государственных гражданских служащих федерального уровня, продолжил представитель комитета. Эти возражения связаны с "нарушением равенства прав граждан, в том числе в социальной сфере", пояснил он. "Госслужащие пока еще не поражены в правах, но, исходя из текста законопроекта, получается, что и право на пенсию у них будет возникать позже, а права на повышающие коэффициенты к этой пенсии у них не будет вообще, и там целый ряд замечаний", - отметил источник ТАСС.

По его словам, эти позиции вызывают беспокойство комитета, причем оно разделяется и в многочисленных отзывах, поступивших на законопроект из органов власти различного уровня. "То есть, люди равным образом участвуют в формировании своих пенсионных прав, но почему-то обычные работающие получают пенсию в 55 лет, а государственным служащим говорят: нет, вы ее будете получать на 10 лет позже (в случае с госслужащими женщинами)", - привел аргументы представитель комитета.

Избирательное регулирование

В заключении комитета также поставлены под сомнение утверждения разработчиков о том, что реализация законопроекта повлечет экономию средств бюджета на федеральном уровне в объеме 264,6 млн рублей. Так, сейчас из 69,4 тыс. пенсионеров из числа бывших федеральных гражданских служащих порядка 78% вообще не получают пенсию за выслугу лет, а средний размер ее составляет всего 698,59 рублей в месяц.

Также в комитете отметили, что в законопроекте ужесточаются требования по назначению пенсий для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, но фактически не затрагиваются условия пенсионного обеспечения лиц, замещающих иные госдолжности РФ. Однако перечень таких должностей, установленный указом президента от 1995 года, превышает 40 позиций. "Там и судьи, и министры", - напомнил источник агентства. "В такой ситуации избирательное регулирование пенсионных прав только для законодательной ветви власти не может не вызывать возражений", - гласит заключение "федеративного" комитета.

"Несгораемый пакет"

Действующее законодательство фактически предусматривает единственный стимул для чиновников, выработавших максимальный стаж (25 лет, а в редакции, предлагаемой законопроектом, - 30 лет), указывается в заключении профильного думского комитета. "Это страх потерять пенсию, оставив службу до наступления пенсионного возраста, или сократить размер пенсии, просто снизив служебную нагрузку до назначения пенсии", - говорится в нем.

Подобный вариант стимулирования "нельзя признать эффективным в современных условиях, в том числе, и с точки зрения мирового опыта", уверены депутаты. "Очевидно, что наличие определенного, пусть даже значительного, служебного стажа должно гарантировать право на пенсию за выслугу лет вне зависимости от достижения пенсионного возраста", - уверены они. Одновременно с этим, полагают в комитете, в "несгораемый пакет" должно в обязательном порядке попадать и медобслуживание лица, имеющего необходимый стаж службы, и членов его семьи.

В частности, "если и допустить поэтапное повышение возраста для назначения пенсии (например, на 2 или 3 года), то такое повышение может касаться исключительно государственного пенсионного обеспечения (пенсии за выслугу лет), не затрагивая страховую пенсию, на которую имеют право все работающие, достигшие общего для всех возраста (мужчины 60 лет, женщины - 55)", подчеркивается в заключении.

Не ранее 2017 года

Собеседник ТАСС не сомневается в принятии законопроекта в первом чтении 18 декабря, но далее предвидит непростой процесс его доработки.

Так, может быть скорректирован и срок его вступления в силу. "В тексте значится 1 июля 2016 года, но очевидно, вступление в силу будет не ранее 1 января 2017 года", - сказал он. " Это даже чисто технологический вопрос, потому что в середине года (невозможно) изменение требований к стажу - (получится, что) лица, с одинаковым годом рождения будут иметь разные пенсионные права", - добавил он.