Соответствующие изменения в Уголовный кодекс об усилении ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей будут рассмотрены Госдумой уже в феврале.

В феврале в Государственной думе рассмотрят и примут во втором и окончательном третьем чтениях проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», подготовленный правительством в соответствии с исполнением перечня поручений президента. Согласно законопроекту, предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), предусматривающие усиление мер ответственности руководителей госкомпаний, государственных предприятий, акционерных обществ с государственным участием за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, повлекшее причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества. Кроме того, теперь заниматься делами по нецелевому расходованию бюджетных средств сможет не только Следственный комитет (СК), но Федеральная служба безопасности (ФСБ).

В настоящее время ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе предусмотрена ст. 293 «Халатность» УК РФ, при этом субъектом этого преступления могут быть только должностные лица. То есть те, кто постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют определенные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, госкорпорациях, а также в Вооруженных силах.

Таким образом, руководители государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ в категорию должностных лиц не входят, а, следовательно, привлечение их к уголовной ответственности по статьям «Халатность», «Нецелевое расходование бюджетных средств» и «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов» УК РФ невозможно, поскольку они несут ответственность не как должностные лица, а как лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Вместе с тем осуществляемые этими руководителями полномочия — а это и управление государственной собственностью, и выполнение ряда государственных задач и функций, и оказание государственных и муниципальных услуг — позволяют говорить о целесообразности приравнивания их к должностным лицам, поскольку привлечь их к уголовной ответственности за указанные статьи практически невозможно. Учитывая это, правительство предлагает дополнить перечень должностных лиц руководителями госкомпаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций в которых принадлежит государству или муниципальным образованиям.

Кроме того, чтобы исключить коррупционную составляющую расследования данных дел, в законопроекте предусматривается возможность расширения альтернативной подследственности — теперь вести расследование уголовных дел по нецелевому расходованию бюджетных средств смогут органы МВД и СК РФ, но и ФСБ.

В целях усиления ответственности должностных лиц законопроектом предлагается дополнить ст. 293 УК РФ нормой, предусматривающей ответственность за халатность, повлекшую особо крупный ущерб на сумму свыше 7,5 млн рублей по аналогии с крупным и особо крупным размерами, установленными в ст. 285 «Нецелевое расходование бюджетных средств» УК РФ. В соответствии с этой статьей предусмотрен штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если же деяния, предусмотренные статьей, повлекли тяжкие последствия, то наказанием станет лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Также предлагается дополнить ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) новой частью, устанавливающей ответственность за совершение действий либо бездействия, результатом которых явилось неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров или выполнение работ для нужд заказчиков, которыми являются государство и муниципальные образования, если такие действия не влекут уголовной ответственности. Субъектом данного правонарушения будут являться должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.

Верховный суд Российской Федерации уже дал официальный отзыв на предложенный законопроект, поддержав инициативу правительства. В комитете Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству он тоже не вызвал никаких серьезных нареканий. В частности, депутаты после внесения некоторых замечаний юридически-технического характера решили рекомендовать его к принятию во втором и третьем чтениях.

Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин («Единая Россия») пояснил «Известиям», что в связи с непростой экономической ситуацией в стране меры по противодействию растратам и разгильдяйству становятся особенно актуальными.

— Эта проблема назрела уже давно, и то, что мы принимаем этот закон, не случайно. Естественно, предлагаемые поправки надо поддержать, поскольку и чиновники, и руководители госкорпораций должны относиться с полной ответственность к своим обязанностям и понимать, что от их действий зависит развитие государства. И сейчас мы обращаем более пристальное внимание на госкорпорации, потому что через них проходят крупные заказы, и им в большей степени государство оказывает поддержку. Для того чтобы у этой поддержки было правильное применение, и был разработан этот законопроект, — заявил парламентарий.

Его коллега по комитету Иван Сухарев (ЛДПР) пояснил «Известиям», что, согласно предыдущей редакции, было невозможно привлечь по статьей «Халатность» некоторых руководителей организаций, подконтрольных государству. По мнению депутата, неправильно, когда некоторые лица, которые по роду деятельности выполняют по сути функции должностных лиц, уходят от ответственности.

— Все они распоряжаются в той или иной степени государственной собственностью, поэтому они должны нести ответственность по соответствующим статьям. Что касается самих санкций, то я считаю, что они должны быть более строгими, чем сейчас, — отметил депутат.

Руководитель проекта «Нет — коррупции!» Владимир Осечкин считает, что принятие предлагаемого закона — один из очевидных шагов по наведению порядка в стране в сфере госзакупок и контрактов с использованием бюджетных средств.

— Коррупционеры и расхитители государственных средств из числа муниципальных служащих и дорожных служб теперь будут нести уголовную ответственность наряду с чиновниками, а расследованием этих дел будет заниматься Федеральная служба безопасности, что уже само по себе говорит о серьезности намерений руководства страны начать полномасштабную борьбу с коррупцией. Однако санкции в виде ареста до шести месяцев за халатность, повлекшую ущерб в особо крупном размере, — свыше 7 млн рублей, конечно, необходимо ужесточать. Пришло время приравнять коррупцию и хищения к государственной измене и попытке  подрыва государственной безопасности, — подчеркнул Осечкин.