ВС защитил предпринимателя от правоохранительных органов

Верховный суд скорректировал круг лиц, которые могут принимать решения о проведении проверок соблюдения миграционного законодательства.

Верховный Суд РФ рассмотрел заявление предпринимателя, который пожаловался на порядок проведения проверок миграционными службами. Коммерсант считает, что наделение начальников структурных подразделений территориальных органов ФМС России и их заместителей полномочиями на издание распоряжения о проведении проверки противоречит законодательству. ВС РФ поддержал бизнесмена. Позиция высшей судебной инстанции изложена в решении от 10 октября 2012 г. N АКПИ12-1203.

Индивидуальный предприниматель потребовал признать частично недействующим пункт 28 административного регламента, определяющего порядок контроля и надзора за соблюдения миграционного законодательства. Регламент утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 г. N 338/97. Пункт 28 устанавливает, кто может принимать решения о проведении проверки. В частности, такими полномочиями наделены начальники структурных подразделений территориальных органов ФМС России и их заместители.

Коммерсант считает, что это положение не соответствует федеральным законам «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Нормативно-правовые акты предоставляют право издания распоряжений о проведении проверок только руководителям органов государственного контроля и их заместителям.

Верховный Суд установил, что права предпринимателя нарушены:

"Административный регламент в оспариваемой части нарушает защиту его прав как гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в ходе государственного миграционного контроля (надзора), поскольку незаконно предоставляет право лицам, не являющимся руководителями органов государственного контроля (надзора) и их заместителями, организовывать проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности, что не соответствует одному из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а именно принципу проведения проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), его должностных лиц. Такие проверки по распоряжению должностных лиц, не обладающих соответствующими полномочиями, в отношении него были проведены".

Представители Министерства внутренних дел РФ и ФМС России не согласились с такой позицией. Однако предпринимателя поддержали Минюст и Генеральная прокуратура. В связи с этим ВС РФ удовлетворил заявление бизнесмена и вынес следующее решение:

"Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени…

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 28 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 г. N 338/97, в части наделения начальников структурных подразделений территориальных органов ФМС России, осуществляющих деятельность по линии иммиграционного контроля и внешней трудовой миграции, их заместителей полномочием на издание распоряжения о проведении проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля за исполнением требований миграционного законодательства Российской Федерации".

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда в течение месяца.