Доля женщин на руководящих постах за последние годы увеличивается. Традиционно высокой остается доля женщин на таких постах как главный бухгалтер (91%), директор по персоналу (65%), финансовый директор (49%).

Несколько возросла доля женщин на таких ключевых постах как генеральный директор (13%), председатель совета директоров (9%), президент (6%). Такие данные содержатся четвертом ежегодном исследовании "Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса", подготовленном PricewaterhouseCoopers (PwC) в преддверии Международного женского дня.

В 2011 году продолжилась тенденция увеличения доли женщин, назначенных на руководящие посты, по сравнению с долей покинувших компанию (38% против 27%). В 2010 году разрыв был не столь существенным (26% против 30%), а в 2009 году эти доли были равны.

В рамках опроса 42% опрошенных компаний заявили, что среди кандидатов, обладающих необходимыми навыками, преобладают женщины. По мнению четверти респондентов, конкурентными преимуществами работающих у них женщин являются большая работоспособность и трудолюбие. Каждый пятый отметил, что женщины готовы работать за меньшее вознаграждение.

Как и мужчинам, женщинам для успешного карьерного роста особенно важны активность и исполнительность. В то же время для женщин намного важнее адаптивность. Интересно, что более трети респондентов в качестве препятствия развитию карьеры женщин обозначили меньшую стрессоустойчивость и эмоциональность, а также дискриминацию со стороны коллег-мужчин. Недостаточная амбициозность – одно из основных препятствий развития карьеры женщин.

Женщины являются более лояльными сотрудниками, чем мужчины: в 40% опрошенных компаний женщины работают дольше, чем мужчины (37% – в 2010 г.). Только в 14% опрошенных компаний мужчины меняют место работы реже. В половине опрошенных компаний женщины дольше работают на одной и той же позиции, без продвижения по карьерной лестнице (около 43% – в 2010 г.).

Все в большем числе компаний работающим мамам предоставляется возможность трудиться из дома один или несколько дней в неделю (39% – в 2011 году, 25% – в 2010 году). Только у 9% компаний есть программы адаптации/повышения квалификации женщин, вернувшихся из декретного отпуска. Наиболее распространенным сроком декретного отпуска остается срок от 12 до 24 месяцев: более половины сотрудниц не работает от 1 года до 2 лет после рождения ребенка. Единовременную выплату в период отпуска по беременности осуществляли 36% компаний, 19% осуществляли ежемесячные выплаты.

В исследовании, проведенном в январе-феврале 2011 году методом заочного анкетирования, приняли участие 80 компаний. Среди респондентов – руководители отделов кадров крупных отечественных и зарубежных компаний, работающих в России, из них: 29% - производственный сектор, 44% - сфера услуг, 10% - финансовая индустрия, 18% - другое. Средняя численность сотрудников в опрошенных компаниях - 6400 человек. Около 53% всех сотрудников опрошенных компаний составляют женщины.