Согласно концепции долгосрочного экономического развития до 2020 года среднегодовой темп прироста ВВП должен увеличиться почти вдвое, промпроизводство прибавлять по 5% ежегодно, а производительность труда возрасти в два—пять раз. Реализации этих планов может помешать критиче­ское несоответствие между растущей потребностью экономики в кадрах и отрицательной динамикой численности трудовых ресурсов, вызванной демографической «ямой» 1990-х годов.

В исследовании компании IBS и ГУ-ВШЭ «Барьеры в сфере управления кадрами на пути развития российской экономики» отмечается, что почти 50% руководителей из топ-1000 предприятий недооценивают влияние демографического провала на свой бизнес.
«Такая недооценка фактора демографии свидетельствует о том, что даже крупнейшие компании не мыслят стратегически, в масштабах всей страны», — считает заме­ститель гендиректора IBS Дмитрий Садков. По мнению доцента кафедры управления человеческими ресурсами ГУ-ВШЭ Ольги Зеленовой, ответственность за устранение HR-барь­еров лидеры бизнеса стараются переложить на государство.

Между тем руководители признались, что главными кадровыми проблемами, которые компаниям придется решать в ближайшее время, являются старение персонала и слабый приток «новой крови» (45,5%), а также недостаточный уровень квалификации (41%). Высокий уровень текучести персонала отметили 29,5% респондентов, а низкий уровень трудовой мотивации — 16%.