Только 38 процентов проверок трудинспекции являются плановыми. Остальные 62 процента ревизий были внеплановыми и проводились в большинстве своем по заявлениям работников компаний. Такую статистику недавно обнародовал Роструд.
НА ЦИФРАХ. За первое полугодие 2010 года трудинспекторы провели 93,5 тыс. проверок. Только четверть из них окончилась ничем. В ходе остальных выявлены нарушения, и чаще всего не одно, а несколько. Компаниям вынесено 74,5 тыс. предписаний, из которых основная часть – 46,6 тыс. – по итогам внеплановых проверок.
Надо сказать, что работники гораздо активнее, чем работодатели, интересуются соблюдением трудового законодательства. Когда сотрудники компаний звонят на горячие линии инспекций труда или приходят на прием, то чаще всего их волнует сокращение штатов и компенсации при увольнении. Кроме того, работников беспокоят вопросы оплаты времени простоев и отпусков без сохранения зарплаты.
Хотя, как сообщили нам в Роструде, компании задают вопросы во много раз реже, чем работники, общение с трудинспекторами может быть полезно и для них. В подавляющем большинстве случаев компании звонят и пишут в Роструд затем, чтобы пожаловаться на действия инспекций. И это помогает отменить незаконные предписания и штрафы.
Если компания хочет пожаловаться на трудинспектора, то ей предлагают позвонить на горячую линию инспекции своего региона. Список всех горячих линий есть на сайте Роструда http://rostrud . ru в разделе «Консультации». По этим телефонам подскажут, как и на чье имя составить письменную жалобу. Если же необходимо обжаловать действия самой инспекции или ее руководителя, надо письменно обратиться в Роструд. Жалобу как само ведомство, так и региональные инспекции должны рассмотреть в течение месяца.